Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 19 Берёзка Ярославского муниципального района

Интересный раздел для родителей: «Особенности развития детей 4-5 лет в средней группе».

Автор: Ирина Гончарова, высококвалифицированный воспитатель в детском саду «ОЦППМСП детям дошкольного возраста»
Описание: информация о важных особенностях развития детей 4-5 лет является основным инструментом сотрудничества между семьей и дошкольным учреждением. Эта информация необходима родителям для правильного взаимодействия со своим ребенком.
Цель: знакомство родителей с особенностями развития детей в возрасте 4-5 лет.
Задачи: ознакомить родителей с особенностями развития детей на данном этапе; дать советы по воспитанию вне детского сада; способствовать установлению прочных связей между родителями и их детьми.
Можно выделить ключевые моменты в развитии на данном этапе. Возраст от 4 до 5 лет — период относительной стабильности. Ребенок выходит из кризиса («я сам») и в целом становится спокойнее, послушнее, более сговорчивый.
Физическое развитие.
Физические возможности значительно возрастают: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Развивается мелкая моторика, показатели скорости и ловкости достигают нового уровня. Вместе с этим развитие мускулатуры происходит неравномерно, ритм сердечных сокращений легко нарушается, что приводит к быстрому утомлению. В среднем дети растут на 5-7 см за год и набирают от 1 до 2 кг веса.
Психическое развитие.
Психические процессы быстро развиваются: они становятся более осознанными и целенаправленными. Мышление становится наглядно-образным. Действия становятся практическими, опытными. Увеличивается объем памяти: ребенок способен запомнить задание взрослого и выполнить его. Произвольность и стойкость внимания позволяют сосредоточиться на какой-либо деятельности в течение 15-20 минут. Развивается воображение, поэтому дети могут понять то, чего не видели, но о чем им рассказывают взрослые. Появляются детские страхи, об этом нужно помнить.
Продуктивные виды деятельности.
У детей пятого года жизни начинают интенсивно развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Сюжеты их рисунков и построек становятся более разнообразными, хотя замыслы остаются не слишком ясными и устойчивыми.
Появляется потребность участвовать в жизни взрослых и открывать свой мир. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Изменяется ее содержание, которое акцентируется на обсуждении отношений между людьми. Формы ее проведения усложняются. При распределении ролей могут возникать конфликты, что необходимо учитывать.
Социальное поведение.
У ребенка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает осознавать, что такое плохое поведение. Дети начинают копировать поведение взрослых и слушают советы родителей. Развивается эмоциональная реакция: дети могут сопереживать, понимать чувства других людей. Увеличивается самостоятельность, важным становится признание окружающих. Дети этого возраста очень обидчивы, реагируют эмоционально на критику. С удовольствием выполняют простые бытовые обязанности, но быстро теряют интерес к ним и не доводят начатое дело до конца.
Усиливается гендерное самосознание: дети осознают свою половую принадлежность и соответственно ведут себя.
Дети начинают обращать внимание на свое здоровье и могут указать на проблему в случае болезни.
Начинает формироваться потребность в общении и поиске друзей.
Советы и рекомендации родителям для построения отношений с ребенком:
— Обеспечьте возможность для активной деятельности, но не допускайте переутомления. Разнообразите виды занятий.
— Предложите для игры мозаику, лото, паззлы, конструкторы, а также игры без четкой цели: камни, палочки, деревянные блоки. Но не затягивайте игру, так как ребенок сам не сможет ее закончить.
— Вместе рисуйте, лепите, создавайте поделки из разных материалов, используя различные инструменты. Обязательно поощряйте его. Дарите поделки родственникам.
— Позвольте ему проявлять свою творческую сторону.
— Не игнорируйте детские страхи.
— Не делайте то, что запрещаете детям, в их присутствии. Запретов должно быть немного, иначе их сложно соблюдать.
— Закончите вместе незавершенные дела, поощряйте интересом.
— Хвалите и гордитесь своим малышом, ведь он такой уникальный и не повторимый!
Таким образом, педагоги учитывают возрастные особенности при воспитании и обучении детей, родители следуют советам педагогов, что делает сотрудничество обеих сторон наиболее успешным для подготовки ребенка к будущей жизни.
Литература:
1. Головчиц Л.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. и др. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Москва, Просвещение, 1991.
2. Смирнова Е. О. Детская психология. Москва: Владос, 2003. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Москва: Академия, 2001.
3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Москва, 2000.
4. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития. Москва: Гном и Д, 2006.
5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. Москва, 1999.
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно — ролевым играм. Москва, 1995.
7. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. Москва, 1972.
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. Санкт-Петербург, 2008.

Детский сад № 19 «Берёзка» в Ярославском муниципальном районе

У девочек средний вес изменяется от 16 кг в четыре года до 18,4 кг в пять лет, а у мальчиков – от 17 кг в четыре года до 19,7 кг в пять лет. Средняя длина тела у девочек меняется от 100 см в четыре года до 109 см в пять лет, у мальчиков – от 102 см в четыре года до 110 см в пять лет.

Советуем прочитать:  Сравнение юридического статуса истца, ответчика, взыскателя и должника

Процесс созревания.

В данном возрасте происходит активное созревание нейронной сети ассоциативной коры больших полушарий. Начинается специализация корковых областей и формирование связей между полушариями. В это время правое полушарие играет ведущую роль.

Происходит формирование скелета и мышц, происходят изменения в пропорциях тела. Даже сейчас можно заметить различия в строении тел мальчиков и девочек.

На первом плане стоит развитие памяти в этом возрасте. В возрасте от четырех до пяти лет происходит активное формирование произвольной памяти, но все же эффективность непроизвольного запоминания выше, чем у произвольного. Также начинает формироваться опосредованная память, но непосредственное запоминание все еще преобладает. Объем памяти увеличивается, дети запоминают до 7-8 названий предметов.

К концу пятого года жизни восприятие становится более развитым. Процессы восприятия становятся более интеллектуализированными — предметы и образы разбиваются на сенсорные эталоны. Восприятие опосредуется системой сенсорных эталонов и методами исследования. Помимо действий идентификации и сопоставления с образцом, активно формируются перцептивные действия визуального моделирования (главным образом, через продуктивные виды деятельности). Дети способны классифицировать группы предметов по сенсорным признакам — размеру, цвету; выделять параметры, такие как высота, длина и ширина. Улучшается ориентация в пространстве. Основной чертой мышления детей в возрасте от четырех до пяти лет является эгоцентризм. Развивается образное мышление и расширяется кругозор, начинает формироваться визуально-схематическое мышление. Интенсивно формируется воображение, развиваются такие его характеристики, как подвижность, гибкость. С четырех лет внимание становится произвольным, увеличивается устойчивость произвольного внимания. На пятом году жизни улучшается произношение звуков и дикция, расширяется словарный запас, появляется связная и диалогическая речь. Дети начинают активно использовать речь. Для детей данного возраста характерно словообразование. Они интересуются ритмической структурой речи и рифмами. Развивается грамматическая сторона речи. В возрасте от четырех до пяти лет заложены основы познавательной активности и любознательности.

Воспитание детей. Когда малышу исполняется пять лет, он начинает учиться сложной системе правил и норм, принятых в обществе. Развивается игра со сложным сюжетом и ролями, где основная идея — моделирование взаимоотношений людей в процессе игры. На этом этапе дети уже способны отличать игровые от реальных отношений, они начинают использовать ролевые реплики. Конфликты чаще всего возникают при распределении ролей, которые могут меняться в процессе игры. Игра становится процессом творчества. Дети начинают играть в игры с правилами, познавательные игры. Развивается художественная деятельность. Улучшается техника художественной работы, изменяется подход к рисованию. Дети уже могут рисовать базовые геометрические фигуры, вырезать, клеить изображения на бумагу и многое другое.

Усложняется процесс конструирования. Развиваются навыки собственного конструирования, улучшается возможность конструировать по образцу, с помощью схемы, по условию и по задумке, а также планировать последовательность действий.

Продуктивные формы деятельности способствуют развитию мелкой моторики рук.

Взаимодействие и социализация. В процессе общения с взрослыми интенсивно происходит формирование внеигровых форм общения, включая внеигровую когнитивную форму общения. Возраст «почемучек» приходится на примерно четыре-пять лет. Дети начинают испытывать потребность в уважении со стороны взрослого, их похвала становится для них крайне важной. Это приводит к увеличению их обидчивости на замечания. Растущая обидчивость является нормальным явлением в этом возрасте. Со сверстниками продолжает развиваться игровая форма общения, что связано с развитием разнообразных игр и совместных видов деятельности среди сверстников. Отношения между детьми характеризуются выраженным интересом к сверстнику, высокой важностью сверстника, чувствительность к похвале другого ребенка со стороны взрослых, конфликтами среди сверстников, что также обычно для данного возраста. В группе устанавливается устойчивая структура взаимоотношений между детьми, определяющая социометрический статус каждого ребенка.

В возрасте от четырех до пяти лет важную роль начинают играть механизмы саморегуляции поведения. Ребенок испытывает потребность в самовыражении (желание проявить компетентность в различных видах деятельности), что способствует развитию произвольности. В процессе игры малыш может контролировать свое поведение, следуя установленным правилам. Он начинает осознавать основные правила взаимодействия и поведения в обществе. Речь становится средством планирования и регулирования действий. В это время активно формируются социальные эмоции (стыд, смущение, гордость, зависть, чувство успеха или неудачи и другие).

Развитие личности и самооценка. У детей активно формируется область самосознания, продолжает развиваться дифференцированная самооценка. Оценка взрослых, оценка других детей взрослыми, а также механизм сравнения собственных результатов с результатами других детей оказывают значительное влияние на структуру самооценки и самосознания. Появляется краткосрочная временная перспектива (вчера-сегодня-завтра, было-будет).

Группы в детском саду по возрасту: основные аспектыГруппы в детском саду по возрасту: крупные детали

Советуем прочитать:  Пример предписания от управляющей компании собственнику квартиры: шаблон и оформление

Дети проводят большую часть дня в детском саду. Чтобы им было легче находить контакт с другими детьми и успешно усваивать образовательную программу, в дошкольных учреждениях установлено деление на группы.

Разделение детей по возрастным группам является оптимальным подходом для дошкольных учебных заведений, так как на каждом этапе развития у ребенка есть свои особенности и потребности.

Больше информации о классификации возрастных групп в детском саду будет представлено позже.

Основные группы согласно ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предлагает распределять детей по группам в зависимости от их возраста, психологического и физического развития.

В большинстве детских садов существует пять основных групп:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

В некоторых садах младшая группа может быть разделена на две подгруппы: первая (2-3 года) и вторая (3-4 года).

Распределение детей по возрастным группам способствует оптимальному физическому и интеллектуальному развитию. Однако у всех детей, посещающих детский сад, часто возникает общая проблема — частые заболевания. Дети до 3-4 лет (в ясельной и младшей группах) имеют незрелый иммунитет и могут болеть каждые две недели. Нет чудодейственных таблеток, способных укрепить организм ребенка для борьбы с инфекциями. Однако существуют эффективные методы укрепления иммунитета: правильное питание (особенно овощи и фрукты), режим сна (не позже 22:00, 8 часов сна) и физическая активность (прогулки, спортивные секции, плавание).

Согласно Всемирной организации здравоохранения, ребенок может заболеть до 11 раз в год, и это считается нормальным. Главное — чтобы ребенок выздоравливал самостоятельно, без осложнений и без приема антибиотиков. В случае осложнений следует обратиться к врачу для дополнительного обследования»

— Мария Карпенко, врач-педиатр, пульмонолог. Член экспертного совета Baby.ru

Ясельная группа

Предназначена для детей от 1,5 до 2 лет. Часто родители предпочитают оставлять таких малышей дома, поэтому не во всех детских садах есть ясельные группы.

Дети в ясельной группе изучают навыки самостоятельного питания, одевания и умывания. Поскольку основное внимание уделяется заботе о ребенке и поддержанию его здоровья, педагоги ясельных групп должны иметь определенные обязательные качества, включая:

  • образование в области педагогики;
  • знания в области педиатрии.

Группа младших дошкольников

Дети в этой группе в возрасте от 2 до 4 лет начинают обучение через игровую деятельность: они участвуют в занятиях по развитию речи, памяти и мышления.

В рамках сюжетно-ролевых игр дети улучшают следующие навыки:

  • ориентирование в пространстве;
  • различие между «правым» и «левым».
  • выполнять действия по порядку;
  • определять фигуры по цвету, размеру и форме;
  • развивать самостоятельность.

В данном возрасте дети начинают активно общаться и проявлять свою уникальность. Поэтому педагогу в такой группе важно уметь находить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Средняя группа

В среднюю группу принимают детей от 4 до 5 лет. На этом этапе начинается формирование личности. Ребенок начинает оценивать себя и других. Обучающая программа для детей этого возраста направлена на формирование правильных нравственных и этических ценностей.

Основные занятия включают в себя:

  • знакомство с окружающим миром;
  • обучение счету до 10;
  • лепку, рисование, музыкальные занятия;
  • обсуждение поведения героев сказок.

Особое внимание уделяется физическому развитию детей, так как на этом этапе они очень активны. Вместе с ними регулярно проводятся занятия по физкультуре и танцам.

Группа старших детей

Программа для старших детей предназначена для детей в возрасте 5–6 лет. Она помогает укрепить навыки, полученные в прошлом году, и включает в себя следующее:

  • общение по разным темам для развития речи и расширения кругозора;
  • изучение детской литературы;
  • знакомство с принципами сложения и вычитания;
  • изготовление поделок из бумаги, пластилина и природных материалов;
  • развитие личностных качеств: самодисциплины, доброты, сочувствия.

Дети старшей группы научились анализировать различные ситуации и уже формируют свое мнение. Они начинают проявлять интерес к сверстникам и стремятся завести друзей. Важной задачей педагога, работающего с этой возрастной группой, является создание благоприятной психологической среды для общения и взаимодействия детей.

Подготовительная группа

В возрасте 6–7 лет дети начинают посещать подготовительную группу, готовясь к школьной жизни. В этой группе особое внимание уделяется режиму дня и воспитанию дисциплины.

Педагоги проводят комплексные занятия, объединяющие изучение нескольких предметов. Они включают в себя изучение:

  • математики;
  • литературы;
  • письма;
  • окружающего мира;
  • правил дорожного движения.

Развитие творческих способностей у детей играет важную роль. В младшей группе дети участвуют в постановках, проводят музыкальные и танцевальные конкурсы.

Эти мероприятия помогают не только успешно подготовиться к школе, но и способствуют развитию интеллектуальных и коммуникативных навыков.

Разделение на группы по возрасту помогает детям быстрее адаптироваться к детскому саду и лучше усваивать новые знания. Чтобы не отставать от сверстников, они быстрее обучаются, становятся более самостоятельными и уверенными в себе.

Видео

Когда лучше всего отправлять ребенка в детский сад? Смотрите мнение эксперта в видеоролике.

Советуем прочитать:  Личный кабинет и лицевой счет участника НИС

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Период дошкольного возраста от четырех до пяти лет — время, когда у ребенка проявляется любопытство и активность в разных областях деятельности.

На этом этапе дети стремятся к общению со сверстниками, устанавливают социальные связи. Однако их эмоциональное состояние остается нестабильным, как у младших детей. У ребенка неустойчивое внимание, проблемы с концентрацией, неустойчивость мыслительной деятельности.

Поведение ребенка становится осознанным и произвольным. Речь играет все более важную роль в установлении коммуникативных контактов и других видов деятельности.

С четырехлетнего возраста дети начинают активно заниматься изобразительной деятельностью. Их рисунки становятся более детализированными и художественными.

Кроме этого, у детей развиваются технические навыки. Малыши не только строят что-то, но и задумываются о структуре и ищут способы ее практической реализации.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка есть свои особенности в каждом аспекте развития.

Особенности физического развития

Четырехлетние дети активно развиваются физически, и их способности быстро увеличиваются. Обращают на себя внимание:

  • Улучшение координации движений, их точность и стабильность. Ранее детские движения были неорганизованными и неуверенными, сейчас они становятся более устойчивыми и уверенными;
  • Постоянная потребность в активности. Дети полны энергии, так как они находятся в процессе активного роста, поэтому им нужно постоянно двигаться;
  • Активное развитие моторики. Все движения ребенка среднего возраста отличаются скоростью и ловкостью;
  • Неравномерный рост мышц. Ребенок развивается быстро, включая развитие его мышц. Однако они растут неравномерно, поэтому важно правильно подбирать физическую активность для ребенка. Нагрузку нужно распределять равномерно, чтобы избежать перегрузок. Это поможет предотвратить усталость и перенапряжение;
  • Темпы физического развития: рост на 5-8 см в год и набор веса 1,5-2 кг;
  • Целенаправленные двигательные навыки. Движения ребенка становятся более умелыми и целенаправленными. Они мотивированы, осознанны и контролируются самим ребенком;
  • Физическая активность напрямую зависит от эмоционального состояния. Дети не могут выполнять физические упражнения без интереса и желания. Также остановить выполнение какой-либо деятельности просто так им не удается;
  • Интерес к пониманию своего физического состояния, развитию способностей;
  • Наблюдается увеличение функциональных возможностей; улучшение навыков гигиены, умение заботиться о себе.

«Особенности детей среднего дошкольного возраста»

Получите консультацию специалиста по данной теме

Задачи от искусственного интеллекта решаются за 2 минуты

Помощь с написанием реферата с помощью нейронных сетей

Характеристики психического развития

Одной из отличительных черт психического развития четырехлетнего ребенка является осознанность и произвольность функций памяти, внимания и восприятия.

Общее психическое развитие отличается следующими характеристиками:

  1. Начальное формирование волевых качеств;
  2. Преобладание наглядного и образного мышления;
  3. Выполнение практически ориентированных действий на основе опыта;
  4. Появление начальных элементов развития словесно-логического мышления;
  5. Увеличение объема и возможностей памяти;
  6. Улучшение стабильности и концентрации внимания. Дети способны заниматься одной деятельностью в течение двадцати минут;
  7. Преобладание эгоцентрического подхода в мыслительной и поведенческой деятельности;
  8. Развитие интеллектуального общения.

Частные особенности развития эмоциональной сферы личности

Этот период характеризуется активным развитием эмоциональной структуры личности.

В период детства дети начинают проявлять первые осознанные привязанности и симпатии. Они становятся глубже и осознаннее. В это время возникает активная эмоциональная связь между малышом и теми, кто ему близок. Ребенок чувствует состояние взрослых, стремится помочь им, снимать эмоциональное напряжение, сочувствует и переживает вместе с ними.

Важной чертой этого периода формирования личности является высокая чувствительность ребенка. Его легко задеть, обидеть и расстроить. Похвала принимается им с большим эмоциональным откликом, а критика или требования воспринимаются очень остро.

Возраст от трех до шести лет — золотое время для развития воображения у детей. Они могут придумывать самые удивительные истории и создавать вымышленных друзей. Хотя иногда это может вызывать у них страхи, но не стоит беспокоиться. Эти страхи обычно проходят со временем, поскольку ребенок постепенно вырастет из них.

Важно помнить, что в этом возрасте эмоции играют ключевую роль в жизни ребенка. Поэтому игра является отличным способом не только увлечь малыша, но и помочь ему развиваться во всех аспектах, достигая гармонии в своей личности.

Как развивается речь у детей в среднем дошкольном возрасте

Уникальной характеристикой развития речи в данном возрасте является то, что дети полностью меняют свои общение с взрослыми. Ребенок стремится понять мир вокруг себя через речь. Он хочет услышать ответы на все свои вопросы, даже если он не понимает их. Для него интереснее и важнее понять, чем сложнее.

Следующие особенности развития речи у четырех-пятилетних детей:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector