Согласно текущему законодательству имущество может принадлежать различным публично-правовым образованиям, таким как Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).
Государственная собственность включает в себя имущество, принадлежащее Российской Федерации и её субъектам, в то время как муниципальная собственность относится к имуществу городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований (п. 1 ст. 214, п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Такое имущество может быть включено в казну соответствующего публично-правового образования или закреплено за государственными или муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Гражданское законодательство строго регулирует вопросы собственности, включая положения о праве собственности государственных и муниципальных учреждений, а также права их уполномоченных органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решений о праве оперативного управления или хозяйственного ведения имуществом учитываются функции органов власти и основные виды деятельности учреждений и предприятий, за которыми закреплено такое имущество.
Собственники имущества государственных и муниципальных учреждений регулируют свои права с учетом специальных норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Существует обязательственная ответственность собственников по отношению ко всем долгам государственных учреждений, а также по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, связанным с причинением вреда гражданам (см. пункты 4-6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Владельцы имущества имеют право распоряжаться только теми активами, которые были переданы им в установленном порядке государственным (муниципальным) учреждением (см. пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, должно учитываться уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, предоставленной правообладателями (балансодержателями) этого имущества, включая государственные (муниципальные) учреждения. Порядок ведения таких реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (см., например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться единый порядок списания имущества, принадлежащего этому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834).
Таблица ниже представляет особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов:
Правовой режим имущества, учитываемого на балансе государственного учреждения
приобретенное за счет средств собственника
Характеристики видов государственной собственности
Государственная собственность представляет собой одну из форм собственности, гарантированную российским гражданским законодательством. Это система прав государства и регионов на владение, распоряжение и пользование имуществом.
Исторически государства создаются для выполнения перед
С точки зрения функционального назначения государственное имущество можно классифицировать следующим образом:
- государственный бюджет;
- имущество предприятий и учреждений государства;
- имущественные права и обязательства государства.
Энциклопедия решений по вопросам права собственности на имущество
Согласно текущему законодательству имущество может принадлежать различным публично-правовым образованиям, таким как Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования (ст.ст. 214, 215 ГК РФ).
Государственная собственность включает в себя имущество, принадлежащее Российской Федерации и её субъектам, в то время как муниципальная собственность относится к имуществу городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований (п. 1 ст. 214, п. 1 ст. 215 ГК РФ).
Такое имущество может быть включено в казну соответствующего публично-правового образования или закреплено за государственными или муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Гражданское законодательство строго регулирует вопросы собственности, включая положения о праве собственности государственных и муниципальных учреждений, а также права их уполномоченных органов (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215, п. п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При принятии решений о праве оперативного управления или хозяйственного ведения имуществом учитываются функции органов власти и основные виды деятельности учреждений и предприятий, за которыми закреплено такое имущество.
Собственники имущества государственных и муниципальных учреждений регулируют свои права с учетом специальных норм, установленных законодательством Российской Федерации.
Существует обязательственная ответственность собственников по отношению ко всем долгам государственных учреждений, а также по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, связанным с причинением вреда гражданам (см. пункты 4-6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Владельцы имущества имеют право распоряжаться только теми активами, которые были переданы им в установленном порядке государственным (муниципальным) учреждением (см. пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 21).
Имущество, принадлежащее публично-правовым образованиям на праве собственности, должно учитываться уполномоченными органами в соответствующих реестрах на основании информации, предоставленной правообладателями (балансодержателями) этого имущества, включая государственные (муниципальные) учреждения. Порядок ведения таких реестров определяется каждым публично-правовым образованием самостоятельно (см., например, Положение об учете федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447).
Кроме того, в рамках публично-правового образования может устанавливаться единый порядок списания имущества, принадлежащего этому образованию на праве собственности (см., например, Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 834).
Таблица ниже представляет особенности правового режима отдельных категорий имущества государственных (муниципальных) учреждений различных типов:
Правовой режим имущества, учитываемого на балансе государственного учреждения
приобретенное за счет средств собственника
Характеристики видов государственной собственности
Государственная собственность представляет собой одну из форм собственности, гарантированную российским гражданским законодательством. Это система прав государства и регионов на владение, распоряжение и пользование имуществом.
Исторически государства создаются для выполнения перед
С точки зрения функционального назначения государственное имущество можно классифицировать следующим образом: