Не полагайтесь на минимальные описания — в феврале 2025 года Министерство финансов разъяснило, что записи в КТРУ должны отражать точные и исчерпывающие характеристики, особенно в рамках политики импортозамещения. В ходе недавних аудитов закупок отсутствие технических деталей привело к дисквалификации поставщиков и вызвало проверку ФАС.
Осторожно применяйте механизм совместных ограничений. При объединении позиций в одном аукционе соблюдайте условия взаимной совместимости и единой цели. Недавние обзоры показали, что объединение позиций с разными статусами ограничений (например, под запретом на допуск и под ограничениями РАР) часто приводит к отмене закупок из-за неправильного применения механизма запрета.
Обеспечьте соблюдение правила порога минимальной стоимости. Согласно последним разъяснениям, закупка ниже указанного лимита без веских оснований нарушает установленные условия применения КТРУ. ФАС последовательно квалифицирует такие действия как необоснованное уклонение от предоставления преференций национальным поставщикам.
Обратите пристальное внимание на запрет «недопуска» по Указу № 616. В феврале 2025 года ФАС выпустила несколько заключений, подтверждающих, что неправильно оформленные исключения, особенно при совместных закупках, приводили к признанию закупок несостоявшимися. Это также повлекло за собой административные последствия для заказчиков.
Проконсультируйтесь с практическими рекомендациями по результатам обзоров закупок, проведенных в феврале 2025 года. Власти подчеркнули, что ссылка на устаревшие коды товаров или использование несоответствующих описаний сводит на нет применение КТРУ, независимо от требований РПД или совместимости с данными каталога. Эти случаи иллюстрируют необходимость регулярного обновления внутренней документации по закупкам.
Как правильно выбрать код КТРУ для соответствия техническим характеристикам
Начните с определения того, точно ли характеристики, установленные закупочной организацией, соответствуют характеристикам, определенным в КТРУ. Если контрактная документация содержит конкретные параметры, выходящие за рамки перечисленных в КТРУ, такие как подробные показатели эффективности или техническая совместимость с определенным типом оборудования (например, функции экскаватора), проверьте, допустимы ли такие дополнительные требования в соответствии с действующими положениями 44-ФЗ и соответствующим постановлением правительства.
Ключевые моменты совместимости и проверки
Каждая позиция КТРУ содержит фиксированный перечень характеристик и допустимых допусков. При выборе необходимо руководствоваться логикой соответствия тому, что установлено нормативными документами, а не тому, что хочет поставщик. Предложения, отклоняющиеся от допусков, указанных в реестре, даже незначительно, могут быть отклонены при проверке. Например, если какая-либо характеристика продукта выходит за пределы установленного диапазона, заявка поставщика рискует быть исключенной. Частой ошибкой является выбор кода на основе расширенного толкования, что нарушает логику применения, определенную в положении о закупках.
Особое внимание к исключениям и режимным требованиям
Проверьте, не влияют ли на технические характеристики обязательное применение мер национального режима, таких как импортозамещение. Если код подпадает под особые условия — например, в соответствии с постановлением правительства о промышленной продукции или новыми требованиями РЭП, — обеспечьте его соблюдение. Поставщик должен подтвердить долю отечественных компонентов, если выбранная позиция КТРУ требует такой проверки.
Если контракт планируется заключить с единственным поставщиком (ЕДПоставщиком), проверьте, освобождает ли этот способ закупки от определенных обязательств при соблюдении установленной процедуры выбора. Ошибки в выборе кода могут привести к контрольным мероприятиям или решениям ФАС о признании закупки несостоявшейся. Всегда соотносите налоговый режим (например, НДС или НСР) и логику ценообразования со структурой позиции в КТРУ, так как неправильное указание налога приводило к судебным спорам в последних государственных закупках.
Определение, когда описание КТРУ ограничивает закупку отечественными товарами
Закупки, ограниченные отечественными товарами, происходят, когда в позиции КТРУ указаны характеристики и параметры, исключающие зарубежные аналоги. Основная рекомендация: внимательно проанализируйте, есть ли в спецификации, полученной из единой информационной системы, ссылка на постановление Правительства № 616 или 617, или отражены требования, перечисленные в национальном товарном режиме.
Основные признаки ограничительного описания
Если в записи КТРУ указано наименование товара и в технических параметрах содержится обязательная ссылка на отечественное происхождение, например, ГОСТ или ссылка на локализацию производства, то аукцион автоматически ограничивается российскими товарами. В таких случаях размещение иностранного товара в заявке неправомерно. Уполномоченные органы не должны вставлять дополнительные характеристики, противоречащие политике национального режима.
Еще один явный признак — наличие условия «единственный поставщик», обоснованного технической унификацией. Если техническая документация ограничивает закупку отечественным производителем по причине совместимости с существующей инфраструктурой, в информационной карте должно быть приведено обоснование. Эксперты ФАС часто выносят предупреждения или возбуждают дела, если обоснование отсутствует или используется не по назначению.
Практические рекомендации для закупщиков
1. Всегда перепроверяйте ссылку на реестр промышленных товаров, если в описании KTRU установлены ограничения.
2. Избегайте объединения товаров и услуг в одном лоте, если описание КТРУ относится только к товарам — это частое нарушение в обзорах государственных закупок.
3. Перед началом закупок используйте консультативные заключения экспертов, чтобы подтвердить включение требований только для внутреннего рынка.
4. Отслеживайте на портале ФАС обзоры закупочной документации с аналогичными позициями КТРУ — некоторые запреты распространяются не на тип товара, а на его конкретную конфигурацию или место сборки.
Игнорирование этих аспектов повышает риск признания закупки незаконной, даже если участник представил отечественный товар. Точное применение режимных требований и правильная интерпретация данных КТРУ имеют решающее значение для законного проведения закупок.
Распространенные нарушения, выявленные ФАС в последних делах, связанных с КТРУ
Проверьте соответствие точным характеристикам, указанным в КТРУ. Одним из частых нарушений, выявляемых в ходе внеплановых проверок, является использование описаний товаров, отличающихся от параметров, установленных единым каталогом, особенно при закупке товаров по Указу № 616, касающемуся импортозамещения.
Неправильное применение исключений
Поставщики и заказчики часто ссылаются на исключения, которые либо не применяются, либо устарели. В 2023 году ФАС выявила нарушения, связанные с неправильным применением положений нормативных актов о национальном режиме. В том числе необоснованное применение пункта 2 положений о запрете на допуск иностранных товаров, которые существенно изменились после внесения изменений в Указ № 617. Во избежание административной ответственности контракты, размещаемые на платформе государственных закупок, должны строго соответствовать текущей версии положений.
Неправильное использование ссылок на НДС и страну происхождения товара
Практика указания значений НДС без четкой привязки к происхождению товара вызвала множество вопросов при проверках. В контрактной документации должно быть отдельно указано, облагается ли предлагаемый товар НДС, исходя из фактического происхождения, в соответствии с правилами классификации КТРУ. Указание ставки НДС без указания страны происхождения или ссылки на соответствующую позицию в каталоге противоречит положению о закупках.
Еще одна заметная проблема связана с отсутствием ссылок на позиции КТРУ при формировании предложений. По итогам проверки 2023 года ФАС России пришла к выводу, что более чем в 35 % извещений о закупках отсутствуют ссылки на код КТРУ, что нарушает правила использования единого каталога и приводит к несоответствию классификации товаров.
Документация о закупках должна отражать актуальные обновления каталога. Случаи показывают, что многие заказчики продолжают использовать устаревшую информацию, что противоречит указаниям, опубликованным в пояснительных записках. Обращайте внимание на изменения в номенклатуре и структуре атрибутов, которые происходят в результате регулярного обновления КТРУ. Несоблюдение этого требования приводит к официальным жалобам и отмене закупок.
Как обосновать отклонения от описаний КТРЮ в документах о закупках
Предоставьте четкое обоснование, основанное на отсутствии соответствующих характеристик в текущей позиции KTRU. Если отсутствуют конкретные функциональные или технические характеристики, обратитесь к официальным информационным обновлениям, опубликованным уполномоченной службой, или к национальной базе данных для классификации.
Ссылка на страну производства и долю рынка
Отклонения, связанные со страной происхождения, допускаются, если они подкреплены данными, указывающими на доминирующую долю иностранного производителя на рынке или отсутствие сопоставимых отечественных товаров. Включите актуальную аналитическую информацию и ссылайтесь на текущий год. Документируйте долю национальных товаров в соответствующем сегменте продукции, используя открытые статистические источники или совместные отчеты отраслевых ассоциаций.
Проверка с помощью юридических и технических оснований
Убедитесь, что применяемое обоснование соответствует статье 2 Закона о закупках. Если справочное описание в КТРУ не применимо к конкретному товару в силу его технологических особенностей, приведите четкое техническое обоснование и подтвердите его с помощью справочных материалов из систем информационной поддержки. Используйте фактические характеристики и подробные спецификации товара, отсутствующие в существующей классификации. Приложите соответствующую документацию или спецификации, выпущенные производителем или официальными поставщиками.
Всегда указывайте, почему закупаемый объект не может быть описан с помощью стандартного шаблона КТРУ. Избегайте расплывчатых формулировок; приводите конкретные параметры или функциональные возможности, требующие отклонений. Если есть возможность, включите ссылки на официальные разъяснения или обновления услуг, связанные с запрашиваемой категорией продукции.
Ведите внутренний учет всех обоснований, используемых для будущих проверок, и загружайте их в информационную систему закупок как часть контрактной документации. Это позволит обеспечить надлежащее подтверждение в случае аудита или юридической проверки со стороны контролирующего органа.
Шаги по проверке соответствия поставщика требованиям к национальному происхождению
Запрашивать документальное подтверждение на этапе оценки предложений поставщиков — отсутствие проверки документации о происхождении товара перед присуждением контракта может привести к признанию результатов аукциона недействительными в соответствии с едиными требованиями к закупкам.
Обязательные действия для заказчиков
- Подтвердить соблюдение ограничений по национальному происхождению на основании установленных нормативных правовых актов, регулирующих государственные закупки товаров из конкретных позиций перечня КТРУ.
- Проверьте, предоставил ли поставщик декларацию или сертификат происхождения в соответствии с применимым национальным режимом (запрет, ограничение или требование минимальной доли).
- Проверьте количество поданных предложений, соответствующих требованиям: если их меньше двух, примените правила допуска в соответствии с правилами ЕАЭС; если два или больше, строго примените национальные меры по ограничению или запрету.
- Пересмотрите классификацию товаров — электроника, медицинские изделия и машины являются зонами повышенного риска несоблюдения требований из-за частых изменений в единых реестрах и правилах происхождения.
Индикаторы риска и превентивные меры
- Если закупка включает позиции, на которые наложены ограничения или запрет, сверьте код товара с текущим реестром КТРУ и применимыми национальными правилами.
- Для товаров, подпадающих под требование минимальной локализации, подтвердите включение позиции в реестр промышленной продукции, имеющей российское происхождение.
- Инициировать внеплановую проверку в случае выявления несоответствий между предложением поставщика и документацией, особенно если изменения внесены новыми нормативными актами после объявления.
- Отклонять предложения, если поставщик не может подтвердить происхождение товара или если документация подана после окончания срока подачи заявок — правила допуска запрещают корректировку задним числом.
- Следите за новостями службы FAS и обновлениями законодательства, чтобы отслеживать изменения в процедурах проверки происхождения или правоприменительной практике, которые влияют на предстоящие закупки.
Успех единых национальных закупок в значительной степени зависит от надлежащих механизмов проверки. Власти обязаны точно соблюдать требования к происхождению товара и документировать каждый этап оценки соответствия, чтобы избежать проблем на последующих этапах закупочного цикла.
Последствия включения иностранных товаров, несмотря на ограничения КТРУ
Включение иностранных товаров в контракты на государственные закупки, несмотря на ограничения КТРУ, может привести к значительным юридическим и финансовым последствиям. В 2023 году Министерство финансов подчеркнуло, что такие действия могут привести к аннулированию процесса закупок, если поставщик не соответствует необходимым требованиям, указанным в тендере. Контракт может быть признан недействительным, если иностранные товары будут признаны нарушающими установленные правила.
Одним из основных последствий является риск несоблюдения государственных норм, касающихся внутреннего производства. Если поставщик решит включить в контракт иностранные товары, не входящие в разрешенные категории, это может привести к неожиданной проверке. Такая незапланированная проверка может задержать исполнение контракта и увеличить административную нагрузку как на заказчик, так и на поставщика.
Министерство финансов разъяснило, что поставщики, не соблюдающие ограничения КТРУ, могут быть подвергнуты штрафным санкциям, а в некоторых случаях исключение иностранных товаров может привести к расторжению договора. Это особенно важно для контрактов, в которых прямо прописано требование соблюдения национальных стандартов производства, как указано в положении о закупках.
В 2025 году подтверждение статуса товаров в соответствии с последними торговыми ограничениями станет обязательным в процессе проведения торгов. Требование о предоставлении такого подтверждения остается центральным для обеспечения надлежащего применения этих ограничений. Поставщики должны быть готовы предоставить необходимую документацию для подтверждения соответствия, которая может включать сертификаты или декларации от производителей.
Один из ключевых аспектов заключается в том, что эти ограничения распространяются не только на контракт, но и влияют на всю систему закупок. В 2023 году несколько государственных учреждений выразили обеспокоенность по поводу поставщиков, которые пытаются обойти эти ограничения. Такие попытки могут привести к судебным искам, включая штрафы или отстранение от участия в будущих тендерах, что существенно ограничивает их участие в других процессах государственных закупок.
Включение иностранных товаров вопреки этим ограничениям может также привести к аннулированию тендерных предложений или контрактов, в зависимости от степени нарушения. Поставщики должны убедиться, что их товары соответствуют последним руководящим принципам в отношении иностранных товаров и требований к отечественному производству. Поправки к законодательству о закупках 2023 года подчеркивают важность строгого соблюдения этих правил во избежание возможных судебных споров.