Регистрация автомобиля является обязательной процедурой для всех владельцев транспортных средств. Основная цель этой процедуры — обеспечить базу данных ГИБДД актуальной информацией о владельцах транспортных средств и проверить их соответствие безопасности на дорогах. Именно для этого Госавтоинспекция осуществляет технические осмотры автомобилей на специализированных площадках. Присутствие трещин, сколов и других дефектов запрещено. Но какова связь этих требований с процессом регистрации? В данной статье мы рассмотрим, будет ли зарегистрирован автомобиль с трещиной на лобовом стекле, ссылаясь на официальное законодательство и судебную практику 2025 года.
Какие законодательные акты запрещают трещины на стеклах в 2025 году?
Многие водители считают, что Правила дорожного движения запрещают трещины на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей. Однако это неправильное утверждение. В Правилах дорожного движения 2025 года нет требований относительно целостности лобовых стекол. Более того, Правила дорожного движения вообще не регулируют безопасность технического состояния транспортных средств. Эти вопросы регулируются Приложением к Правилам, содержащим перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена.
При изучении этого Приложения мы видим, что в разделе о стеклах нет указания о необходимости отсутствия трещин на лобовом стекле как обязательного условия для эксплуатации автомобиля. Аналогичных требований нет и в других разделах Приложения.
Однако, наличие дефектов на стеклах регулируется другими нормативно-правовыми актами, хотя они формально не являются законами. Тем не менее, это не упрощает положение, так как основной закон в автомобильной сфере России — Федеральный закон О безопасности дорожного движения, предписывает, что законодательство в этой сфере включает в себя «иные нормативно-правовые акты».
Кроме того, запрет на трещины на лобовом стекле содержится в двух документах.
ГОСТ о безопасности эксплуатации транспортных средств
Первый из них — ГОСТ 33997-2016. В его пункте 4.4.7 указывается на запрет трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей, но только на стороне водителя (слева для леворульных транспортных средств и справа для праворульных).
Таким образом, трещины (а также сколы и практически царапины) не должны присутствовать на всей левой части лобового стекла, а только в зоне работы стеклоочистителя.
Необходимо отметить, что ГОСТы не являются Правилами дорожного движения или законами. Хотя они направлены на регулирование конкретного объекта, они не накладывают обязательств на владельцев этого объекта — в данном случае, автомобилей.
Более того, ГОСТ 33997-2016 не является обязательным для выполнения.
Технический регламент
Второй нормативный акт — Технический регламент О безопасности колесных транспортных средств. В его Приложении №8, пункт 4.7, также упоминаются те же требования по обеспечению обзорности автомобилей — запрещается наличие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей.
Итак, законен ли отказ в регистрации автомобиля с трещиной?
Необходимо понимать, что вся административная процедура в 2025 году имеет свои цели и мотивы, так же как и регистрация транспортного средства.
В соответствии с соответствующим Федеральным законом о регистрации, пункт 2 статьи 16 уточняет, что осмотр автомобиля выполняется с целью:
- проверки соответствия номеров компонентов, указанных в документах владельца автомобиля,
- проверки соответствия конструкции автомобиля данным документам,
- проверки соответствия внесённых изменений в конструкцию автомобиля документам о безопасности дорожного движения.
Следует отметить, что наличие трещины на лобовом стекле не является критерием для оценки соответствия конструкции. В случае появления сколов и других дефектов, не изменяющих конструкцию транспортного средства в соответствии с Техническим регламентом, процедура регистрации и осмотр автомобиля не могут включать проверку его технического состояния. Поэтому наличие трещины на лобовом стекле не является основанием для отказа в постановке автомобиля на учёт.
Что говорит законодательство
Стандарты, касающиеся состояния лобового стекла, не устанавливаются правилами дорожного движения, а определяются другими регулирующими документами:
- Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств»;
- Приказы МВД;
- Технический регламент Таможенного союза;
- Национальные стандарты, применяемые к автомобилям;
- Список дефектов;
- Правила ООН №43
Требования к лобовому стеклу подробно регламентируются в ГОСТ 51709-2001. Согласно нормам, использование автомобиля запрещается, если имеются трещины в зоне дворников с водительской стороны. Следовательно, с трещинами и сколами на лобовом стекле автомобиль не подлежит регистрации. Это правило касается как левой, так и правой стороны стекла в случае праворульных автомобилей.
Такие же требования прописаны в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, где указывается, что трещины на лобовом стекле в зоне стеклоочистителей не допускаются.
В Приказе МВД №399 о процедуре регистрации транспортных средств чётко прописаны случаи, когда отказывается в регистрации автомобиля из-за несоответствия какой-либо конструкции требованиям безопасности. Это означает, что автомобили с поврежденными стеклами не допускаются на общественные дороги и не могут быть зарегистрированы.
В списке дефектов, прилагаемом к правилам дорожного движения, также описаны требования к зеркалам заднего вида. Согласно пункту 7.1, треснутые зеркала не соответствуют ГОСТу 51709-2001, следовательно, автомобили с поврежденными зеркалами также не могут быть поставлены на учёт.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на лобовом стекле находится с водительской стороны, то при осмотре на регистрацию автомобиля будет вынесен отказ в связи с неисправностью транспортного средства. Для продолжения процедуры необходимо устранить трещину или заменить стекло полностью перед следующим осмотром.
Если же дефекты расположены по краям стекла или с пассажирской стороны и не влияют на обзорность, то они не будут препятствием для регистрации автомобиля в ГИБДД.
Приказ МВД о постановке на учёт автомобиля содержит детальные указания по дефектам, которые исключают возможность регистрации транспортных средств. Согласно этому документу, на регистрацию не принимаются транспортные средства, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности. Детали конструкции определены настолько точно, что отказ могут вызвать даже отсутствие брызговика или отклонение болта в колесном диске.
Постановка на учёт автомобиля с трещиной на лобовом стекле
Для регистрации автомобиля в ГИБДД необходимо предоставить диагностическую карту, выданную после прохождения государственного технического осмотра. Если на лобовом стекле обнаружены трещины с водительской стороны, автомобиль не пройдет техосмотр.
С 1 марта 2022 года новые правила технического осмотра распространяются не на все автомобили. Обязательность процедуры касается только определенных категорий:
- таксистов;
- водителей коммерческого транспорта;
- водителей общественного транспорта;
- владельцев автомобилей, которые вносят изменения в конструкцию ТС;
- покупателей б/у автомобилей при перерегистрации и постановке на учет транспортного средства на другого владельца, если автомобиль старше четырех лет.
Остальные категории водителей могут проходить государственный техосмотр по желанию. Но те, кто планирует вносить изменения в конструкцию автомобиля или заменять основные узлы, обязаны пройти обследование на станции технического осмотра. Это включает в себя замену галогеновых фар на светодиодные, установку спойлеров или бамперов.
Ситуации, когда отказывают в регистрации из-за трещины на стекле
Инспекторы ГИБДД не ставят автомобиль на учет, если есть трещины на лобовом стекле и зеркалах, так как это нарушает ГОСТы и повышает риск аварий.
Трещина на лобовом стекле, особенно со стороны водителя, приведет к отказу. Инспекторы также обращают внимание на работу стеклоочистителей: если трещина мешает их нормальной работе, автомобиль не будет зарегистрирован. Регистрация также невозможна с паутиной трещин, которая ухудшает обзор и повышает риск аварий.
Что делать, если есть скол, но нет трещины
В законах нет четких указаний относительно сколов и царапин на стекле, но чаще всего инспекторы классифицируют любые повреждения как трещины. Лучше заменить стекло или устранить повреждение, чем спорить с решением в суде, что обойдется дороже и займет больше времени.
Управление автомобилем с трещиной на стекле не только небезопасно, но и противоправно. Такие стекла искажают видимость и увеличивают риск получения повреждений от камней и других предметов, попадающих в салон в случае аварии.
Наказание за управление с трещиной на стекле
Штрафы за управление автомобилем с трещиной на лобовом стекле составляют 500 рублей. Инспекторы ГИБДД обычно закрывают глаза на незначительные повреждения, находящиеся со стороны пассажира, однако трещина на стекле водителя вызывает серьезные вопросы и может привести к штрафу.
Согласно правилам дорожного движения, использование автомобиля с дефектами, перечисленными в ПДД, не допускается. В приложении к ПДД отсутствует упоминание о поврежденных стеклах, однако запрещено использование автомобиля, который не отвечает требованиям безопасности. Трещина на лобовом стекле относится к таким неисправностям.
Другая проблема, с которой сталкиваются водители, это долгое использование машин с треснутыми стеклами. С 1 марта 2022 года был отменен обязательный технический осмотр, однако сотрудникам ГИБДД предоставлена возможность визуально определять неисправности на месте. Нечеткая формулировка дает право инспектору направить транспортное средство на обязательную проверку, если он заметит наличие повреждений. Визуальная оценка не позволяет полностью оценить состояние, например, ШРУСов или электропроводки, но трещину на стекле, разбитую фару или вышедшие из строя лампочки видно невооруженным глазом. Если водитель предоставит диагностическую карту, свидетельствующую о том, что повреждения были устранены, его не направят на проверку.
Согласно законодательству, наличие трещины на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей является препятствием для регистрации автомобиля. На некоторых СТО условно трещины считаются повреждениями длиной более 10 см, однако интернет полон историй, когда инспекторы не обращали внимание на эти недостатки. Наши эксперты советуют не рассчитывать на это и соблюдать правила, запрещающие повреждения с водительской стороны, особенно в зоне работы стеклоочистителей. Своевременный ремонт или замена стекла помогут избежать множественных посещений проверок и обеспечат безопасность водителя, пассажиров и автомобиля.
Можно ли покупать авто с поврежденным зеркалом?
Другими словами, наличие трещин на лобовом стекле или повреждений зеркал заднего вида является нарушением государственных стандартов, и инспектор ГИБДД имеет право требовать их ремонта перед регистрацией автомобиля. Это не всегда происходит, однако не стоит испытывать терпение правоохранительных органов. Поэтому при выборе подержанного автомобиля рекомендуется не торопиться и требовать от продавца проведения предпродажной подготовки с устранением технических неисправностей. Продавец обязан выполнить ремонт до заключения сделки купли-продажи.
Следует учитывать, что на регистрацию автомобиля в ГИБДД отводится всего 10 суток, в то время как ремонт может занять несколько дней. Запчасти и стекла не всегда доступны в наличии и могут потребовать заказа со склада. И если 10-дневный срок на регистрацию истекает, использование автомобиля становится невозможным, что влечет за собой наложение штрафа. Согласно статье 12.1 КоАП РФ, «управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей».
Можно ли оформить автомобиль с трещиной на лобовом стекле сейчас?
Регистрация автомобиля является обязательной процедурой для всех владельцев транспортных средств. Основная цель этой процедуры — обеспечить базу данных ГИБДД актуальной информацией о владельцах транспортных средств и проверить их соответствие безопасности на дорогах. Именно для этого Госавтоинспекция осуществляет технические осмотры автомобилей на специализированных площадках. Присутствие трещин, сколов и других дефектов запрещено. Но какова связь этих требований с процессом регистрации? В данной статье мы рассмотрим, будет ли зарегистрирован автомобиль с трещиной на лобовом стекле, ссылаясь на официальное законодательство и судебную практику 2025 года.
Какие законодательные акты запрещают трещины на стеклах в 2025 году?
Многие водители считают, что Правила дорожного движения запрещают трещины на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей. Однако это неправильное утверждение. В Правилах дорожного движения 2025 года нет требований относительно целостности лобовых стекол. Более того, Правила дорожного движения вообще не регулируют безопасность технического состояния транспортных средств. Эти вопросы регулируются Приложением к Правилам, содержащим перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена.
При изучении этого Приложения мы видим, что в разделе о стеклах нет указания о необходимости отсутствия трещин на лобовом стекле как обязательного условия для эксплуатации автомобиля. Аналогичных требований нет и в других разделах Приложения.
Однако, наличие дефектов на стеклах регулируется другими нормативно-правовыми актами, хотя они формально не являются законами. Тем не менее, это не упрощает положение, так как основной закон в автомобильной сфере России — Федеральный закон О безопасности дорожного движения, предписывает, что законодательство в этой сфере включает в себя «иные нормативно-правовые акты».
Кроме того, запрет на трещины на лобовом стекле содержится в двух документах.
ГОСТ о безопасности эксплуатации транспортных средств
Первый из них — ГОСТ 33997-2016. В его пункте 4.4.7 указывается на запрет трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей, но только на стороне водителя (слева для леворульных транспортных средств и справа для праворульных).
Таким образом, трещины (а также сколы и практически царапины) не должны присутствовать на всей левой части лобового стекла, а только в зоне работы стеклоочистителя.
Необходимо отметить, что ГОСТы не являются Правилами дорожного движения или законами. Хотя они направлены на регулирование конкретного объекта, они не накладывают обязательств на владельцев этого объекта — в данном случае, автомобилей.
Более того, ГОСТ 33997-2016 не является обязательным для выполнения.
Технический регламент
Второй нормативный акт — Технический регламент О безопасности колесных транспортных средств. В его Приложении №8, пункт 4.7, также упоминаются те же требования по обеспечению обзорности автомобилей — запрещается наличие трещин на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей.
Итак, законен ли отказ в регистрации автомобиля с трещиной?
Необходимо понимать, что вся административная процедура в 2025 году имеет свои цели и мотивы, так же как и регистрация транспортного средства.
В соответствии с соответствующим Федеральным законом о регистрации, пункт 2 статьи 16 уточняет, что осмотр автомобиля выполняется с целью:
- проверки соответствия номеров компонентов, указанных в документах владельца автомобиля,
- проверки соответствия конструкции автомобиля данным документам,
- проверки соответствия внесённых изменений в конструкцию автомобиля документам о безопасности дорожного движения.
Следует отметить, что наличие трещины на лобовом стекле не является критерием для оценки соответствия конструкции. В случае появления сколов и других дефектов, не изменяющих конструкцию транспортного средства в соответствии с Техническим регламентом, процедура регистрации и осмотр автомобиля не могут включать проверку его технического состояния. Поэтому наличие трещины на лобовом стекле не является основанием для отказа в постановке автомобиля на учёт.
Что говорит законодательство
Стандарты, касающиеся состояния лобового стекла, не устанавливаются правилами дорожного движения, а определяются другими регулирующими документами:
- Федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств»;
- Приказы МВД;
- Технический регламент Таможенного союза;
- Национальные стандарты, применяемые к автомобилям;
- Список дефектов;
- Правила ООН №43
Требования к лобовому стеклу подробно регламентируются в ГОСТ 51709-2001. Согласно нормам, использование автомобиля запрещается, если имеются трещины в зоне дворников с водительской стороны. Следовательно, с трещинами и сколами на лобовом стекле автомобиль не подлежит регистрации. Это правило касается как левой, так и правой стороны стекла в случае праворульных автомобилей.
Такие же требования прописаны в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, где указывается, что трещины на лобовом стекле в зоне стеклоочистителей не допускаются.
В Приказе МВД №399 о процедуре регистрации транспортных средств чётко прописаны случаи, когда отказывается в регистрации автомобиля из-за несоответствия какой-либо конструкции требованиям безопасности. Это означает, что автомобили с поврежденными стеклами не допускаются на общественные дороги и не могут быть зарегистрированы.
В списке дефектов, прилагаемом к правилам дорожного движения, также описаны требования к зеркалам заднего вида. Согласно пункту 7.1, треснутые зеркала не соответствуют ГОСТу 51709-2001, следовательно, автомобили с поврежденными зеркалами также не могут быть поставлены на учёт.
Осмотр автомобиля в ГИБДД
Если трещина на лобовом стекле находится с водительской стороны, то при осмотре на регистрацию автомобиля будет вынесен отказ в связи с неисправностью транспортного средства. Для продолжения процедуры необходимо устранить трещину или заменить стекло полностью перед следующим осмотром.
Если же дефекты расположены по краям стекла или с пассажирской стороны и не влияют на обзорность, то они не будут препятствием для регистрации автомобиля в ГИБДД.
Приказ МВД о постановке на учёт автомобиля содержит детальные указания по дефектам, которые исключают возможность регистрации транспортных средств. Согласно этому документу, на регистрацию не принимаются транспортные средства, конструкция которых не соответствует требованиям безопасности. Детали конструкции определены настолько точно, что отказ могут вызвать даже отсутствие брызговика или отклонение болта в колесном диске.
Постановка на учёт автомобиля с трещиной на лобовом стекле
Для регистрации автомобиля в ГИБДД необходимо предоставить диагностическую карту, выданную после прохождения государственного технического осмотра. Если на лобовом стекле обнаружены трещины с водительской стороны, автомобиль не пройдет техосмотр.
С 1 марта 2022 года новые правила технического осмотра распространяются не на все автомобили. Обязательность процедуры касается только определенных категорий:
- таксистов;
- водителей коммерческого транспорта;
- водителей общественного транспорта;
- владельцев автомобилей, которые вносят изменения в конструкцию ТС;
- покупателей б/у автомобилей при перерегистрации и постановке на учет транспортного средства на другого владельца, если автомобиль старше четырех лет.
Остальные категории водителей могут проходить государственный техосмотр по желанию. Но те, кто планирует вносить изменения в конструкцию автомобиля или заменять основные узлы, обязаны пройти обследование на станции технического осмотра. Это включает в себя замену галогеновых фар на светодиодные, установку спойлеров или бамперов.
Ситуации, когда отказывают в регистрации из-за трещины на стекле
Инспекторы ГИБДД не ставят автомобиль на учет, если есть трещины на лобовом стекле и зеркалах, так как это нарушает ГОСТы и повышает риск аварий.
Трещина на лобовом стекле, особенно со стороны водителя, приведет к отказу. Инспекторы также обращают внимание на работу стеклоочистителей: если трещина мешает их нормальной работе, автомобиль не будет зарегистрирован. Регистрация также невозможна с паутиной трещин, которая ухудшает обзор и повышает риск аварий.
Что делать, если есть скол, но нет трещины
В законах нет четких указаний относительно сколов и царапин на стекле, но чаще всего инспекторы классифицируют любые повреждения как трещины. Лучше заменить стекло или устранить повреждение, чем спорить с решением в суде, что обойдется дороже и займет больше времени.
Управление автомобилем с трещиной на стекле не только небезопасно, но и противоправно. Такие стекла искажают видимость и увеличивают риск получения повреждений от камней и других предметов, попадающих в салон в случае аварии.
Наказание за управление с трещиной на стекле
Штрафы за управление автомобилем с трещиной на лобовом стекле составляют 500 рублей. Инспекторы ГИБДД обычно закрывают глаза на незначительные повреждения, находящиеся со стороны пассажира, однако трещина на стекле водителя вызывает серьезные вопросы и может привести к штрафу.
Согласно правилам дорожного движения, использование автомобиля с дефектами, перечисленными в ПДД, не допускается. В приложении к ПДД отсутствует упоминание о поврежденных стеклах, однако запрещено использование автомобиля, который не отвечает требованиям безопасности. Трещина на лобовом стекле относится к таким неисправностям.
Другая проблема, с которой сталкиваются водители, это долгое использование машин с треснутыми стеклами. С 1 марта 2022 года был отменен обязательный технический осмотр, однако сотрудникам ГИБДД предоставлена возможность визуально определять неисправности на месте. Нечеткая формулировка дает право инспектору направить транспортное средство на обязательную проверку, если он заметит наличие повреждений. Визуальная оценка не позволяет полностью оценить состояние, например, ШРУСов или электропроводки, но трещину на стекле, разбитую фару или вышедшие из строя лампочки видно невооруженным глазом. Если водитель предоставит диагностическую карту, свидетельствующую о том, что повреждения были устранены, его не направят на проверку.
Согласно законодательству, наличие трещины на лобовом стекле в зоне работы стеклоочистителей является препятствием для регистрации автомобиля. На некоторых СТО условно трещины считаются повреждениями длиной более 10 см, однако интернет полон историй, когда инспекторы не обращали внимание на эти недостатки. Наши эксперты советуют не рассчитывать на это и соблюдать правила, запрещающие повреждения с водительской стороны, особенно в зоне работы стеклоочистителей. Своевременный ремонт или замена стекла помогут избежать множественных посещений проверок и обеспечат безопасность водителя, пассажиров и автомобиля.
Можно ли покупать авто с поврежденным зеркалом?
Другими словами, наличие трещин на лобовом стекле или повреждений зеркал заднего вида является нарушением государственных стандартов, и инспектор ГИБДД имеет право требовать их ремонта перед регистрацией автомобиля. Это не всегда происходит, однако не стоит испытывать терпение правоохранительных органов. Поэтому при выборе подержанного автомобиля рекомендуется не торопиться и требовать от продавца проведения предпродажной подготовки с устранением технических неисправностей. Продавец обязан выполнить ремонт до заключения сделки купли-продажи.
Следует учитывать, что на регистрацию автомобиля в ГИБДД отводится всего 10 суток, в то время как ремонт может занять несколько дней. Запчасти и стекла не всегда доступны в наличии и могут потребовать заказа со склада. И если 10-дневный срок на регистрацию истекает, использование автомобиля становится невозможным, что влечет за собой наложение штрафа. Согласно статье 12.1 КоАП РФ, «управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей».