ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Путеводитель по кадровым вопросам. Применение ст. 22 ТК РФ

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками согласно порядку и условиям, установленным этим Кодексом и другими федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный и эффективный труд;

требовать от работников выполнения трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя (включая имущество третьих лиц, находящееся у работодателя, если работодатель отвечает за его сохранность), соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать объединения работодателей для представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, формируемый на добровольной основе из числа работников, имеющих достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, внедрению новой техники и технологий, повышения производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав и порядок деятельности совета устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям совета не могут относиться вопросы, отнесенные федеральными законами к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы, касающиеся представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, которые относятся к компетенции профессиональных союзов. Работодатель обязан информировать совет о результатах рассмотрения предложений и их реализации;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 95-ФЗ)

реализовывать права, предоставленные законодательством о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

гарантировать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативам по охране труда;

обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и прочими средствами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать равную оплату за труд одинаковой ценности для всех работников;

выплачивать заработную плату в полном объеме в сроки, установленные данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

проводить коллективные переговоры и заключать коллективный договор в соответствии с настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля их выполнения;

ознакомлять работников под роспись с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью;

выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматривать представления профсоюзных органов и иных представителей работников о выявленных нарушениях трудового законодательства и принимать меры по их устранению, сообщая о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия для участия работников в управлении организацией в формах, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с их трудовой деятельностью;

проводить обязательное социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с их трудовыми обязанностями, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, включая законодательство о специальной оценке условий труда, а также нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10 изменений в трудовом законодательстве с 1 сентября 2024 года

28.05.2024 С осени 2024 года в трудовом законодательстве появится несколько новых положений. Некоторые из них уже утверждены ведомственными документами, некоторые — федеральными законами, а другие находятся на последней стадии утверждения. Все изменения вступят в силу 1 сентября 2024 года.

С сентября 2024 года в Трудовой кодекс Российской Федерации будут внесены значительные изменения: касательно временного перевода работников к другому работодателю, задолженности по зарплате, отпусков для работников-инвалидов и оплаты сверхурочной работы. Помимо этого, вступят в силу положения ведомственных актов, принятые в конце прошлого года.

Временный перевод работников

  • запрос от работодателя о необходимости временного перевода сотрудников из другой организации;
  • информация от работодателя о приостановке деятельности, то есть о простое.

Работник, которому предложен временный перевод, должен будет ответить в течение 7 рабочих дней. В настоящее время этот срок не установлен.

При этом трудовой договор с основным работодателем не приостанавливается, и он продолжает действовать, что позволяет работникам сохранить право на накопленный отпуск.

Договор о предоставлении персонала

В ТК РФ будут внесены ранее обсуждаемые нормы о заключении договора на предоставление персонала (временный перевод). В частности:

  • будут включены обязательные условия для договора о предоставлении персонала;
  • будут введены ограничения на направление работников принимающей стороне, касающиеся опасных и вредных условий труда;
  • госконтроль за деятельностью частных агентств занятости будет усилен.

Долги по зарплате

Контроль за задолженностью по зарплате будет усилен. Эту функцию, помимо трудовых инспекций, будут выполнять межведомственные комиссии, которые уже начали свою работу.

  1. Усиливать работу по профилактике и мониторингу работодателей, проводить разъяснительную работу и содействовать в погашении долгов перед работниками.
  2. Чаще привлекать к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Отгулы при увольнении

Действующая редакция ТК РФ не предусматривает обязательства работодателя оплачивать отгулы при увольнении работника. Это изменится: в ТК РФ появятся новые положения.

Правительственная комиссия одобрила изменения ТК РФ о выплате компенсации за неиспользованные отгулы при увольнении.

Новые правила оплаты сверхурочной работы

С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 22.04.2024 № 91-ФЗ, вносящий изменения в статью 152 ТК РФ. С этого момента при оплате сверхурочной работы бухгалтерия обязана учитывать компенсационные и стимулирующие выплаты.

Положение о том, что руководство компании вправе самостоятельно устанавливать оплату сверхурочной работы в более высоком размере, не отменяется. Это право работодателя, которое можно реализовать, закрепив тарифы по оплате сверхурочной работы в договорах с работниками или в локальных нормативных актах.

С 1 сентября 2024 года введена новая методика проведения СОУТ

Вступает в силу Приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н. Он вводит новую методику спецоценки условий труда и классификатор вредных и опасных факторов.

Изменится и сама форма отчета СОУТ, хотя и незначительно.

Обновятся квоты для инвалидов

Согласно Федеральному закону от 12.12.2023 № 565-ФЗ, региональные власти могут устанавливать квоты на прием инвалидов для работодателей с численностью персонала более 35 человек, от 2% до 4% от среднесписочной численности персонала.

Квоты будут различаться в зависимости от отрасли экономики региона.

Меняются правила аттестации в ряде сфер деятельности

Новые правила аттестации вводятся для:

  • экспертов в области промышленной безопасности: сроки проведения аттестации сократятся до 3 дней (Постановление Правительства РФ от 09.09.2023 № 1476);
  • работников в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений: в действующий перечень добавится еще 11 новых профессий (Приказ Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285);
  • специалистов в области сохранения объектов культурного наследия и реставрации иных культурных ценностей: они будут внесены в специальный реестр, запись в котором будет подтверждать их полномочия (Приказы Минкультуры России от 28.07.2023 № 2263 и № 2264).
Советуем прочитать:  Минимальная пенсия в России по годам и средняя

Меняются формы отчетности в службу занятости

С 1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Министерства труда от 16.04.2024 № 195н, который вводит обновленные формы отчетности работодателей перед Центром занятости.

Приказ Министерства труда от 16.04.2024 № 195н «Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», в государственную службу занятости» был зарегистрирован 23.05.2024 под номером 78243.

В статье использованы изображения с сайта freepik.com

Регистрация индивидуального предпринимателя в качестве работодателя в 2024 году

При приеме на работу хотя бы одного сотрудника, предприниматель обязан платить за него взносы во внебюджетные фонды. Тем не менее, регистрироваться на данный момент нужно только в Фонде социального страхования (ФСС) — в остальные фонды ваши данные передаст налоговая.

Страховые взносы за своих сотрудников в 2024 году перечисляет работодатель. Ранее такие взносы нужно было уплачивать в три разных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас администрированием большей части страховых взносов занимается налоговая служба, которая отправляет данные работодателей в нужные фонды. Эти сведения передаются автоматически через межведомственные каналы, поэтому в фондах не нужно регистрироваться ни для уплаты взносов за себя, ни при найме персонала.

Единственное исключение — ФСС, в котором нужно зарегистрироваться после приема первого сотрудника. Взносы также перечисляются напрямую в фонд, инспекция их не принимает.

Новые обязанности работодателей в 2024 году

С 1 января 2024 года у российских работодателей появятся новые обязанности — это связано с вступлением в силу нового закона о занятости населения. Нововведения позволят обеспечить права соискателей, предоставив им возможность подать резюме в интересующую компанию из любой точки страны, а также избежать распределения привлекательных вакансий среди узкого круга лиц. Рассмотрим, какие изменения ожидают работодателей в 2024 году.

  • Какие новые обязанности возлагаются на работодателей
  • Кто из работодателей обязан соблюдать новые требования
  • Итоги
Наталья Минкина

Заведующая кафедрой частного права, к. ю. н.

Кроме того, с 1 января возобновляется действие ст. 2 Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которой установление МРОТ на очередной год федеральным законом осуществляется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. Ранее это положение было приостановлено на два года — с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. С 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы установится на уровне 48%. Такое соотношение, как и раньше, будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет, исходя из условий социально-экономического развития нашей страны.

Следует помнить, что в соответствии с положениями ст. 133.1 Трудового кодекса в субъектах Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой размер, но он не может быть ниже показателя МРОТ, определенного на федеральном уровне.

Что касается Алтайского края, напомним, что МРОТ на текущий год без учета районного коэффициента ранее был установлен в размере 17 786 рублей. В настоящее время трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в крае разрабатывает проект регионального соглашения с новым значением минимальной заработной платы. До конца года ожидается подписание соответствующего регионального соглашения в Алтайском кра

Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.12 декабря был принят Федеральный закон № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Почти весь год он находился на рассмотрении в Государственной Думе и подвергался корректировкам. Темы платформенной занятости, заложенные в первоначальном проекте, в конечной версии не получили отражения в законе. Вероятно, эти вопросы будут урегулированы отдельным федеральным законом.

Новый закон будет вводиться в действие поэтапно: основные его положения вступят в силу с 1 января 2024 года, некоторые нормы – с 1 марта и 1 сентября следующего года (в этот период будут пересмотрены квоты для приема на работу инвалидов), а остальные законодательные предписания начнут действовать с 1 января 2025 года.

Законом предусматривается новое правовое регулирование в сфере занятости: ряд нововведений носит принципиальный характер и обусловлен направлениями государственной политики. В частности, определены организационные основы противодействия нелегальной занятости (глава 13), установлены размеры минимального и максимального пособия по безработице и условие их ежегодной индексации с учетом роста потребительских цен за предыдущий год (ст. 44 и ст. 45 закона).

Вводятся новые процедуры взаимодействия органов службы занятости с гражданами, ищущими работу, такие как анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости (ст. 22 – ст. 24).

Законом расширяется доступ к государственной поддержке в сфере занятости: социальная адаптация предусмотрена не только для безработных, но и для граждан, зарегистрированных в целях поиска работы; приоритет в трудоустройстве предоставляется лицам, завершившим военную службу по мобилизации или контракту, а также членам их семей (ст. 28). Вводится новая категория – «граждане, находящиеся под риском увольнения» (ст. 2). Также предусматривается комплекс специальных мер по содействию занятости инвалидов (глава 7) и молодежи (ст. 36, 52 и 54 нового закона).

Важное внимание уделено обязанности работодателей информировать службу занятости о ликвидации организации, сокращении штата или численности работников, режиме неполного рабочего времени, переводе сотрудников на удаленную работу по инициативе работодателя, процедурах в деле о банкротстве, вакантных должностях и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти данные работодатели должны будут предоставлять на единой цифровой платформе, сообщая не только о принятых решениях, но и об их изменениях и отменах в установленные сроки (ст. 53 нового закона). О любых изменениях и отменах решений необходимо сообщать в течение 3 рабочих дней после их принятия.

Наталья Минкина

Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.

С 1 января 2025 года планируется введение профилирования работодателей (ст. 2 и ст. 28), создание и ведение общедоступного реестра работодателей с выявленными фактами нелегальной занятости (ст. 67), а также закрепление электронного способа обращения в государственные органы занятости с использованием единой цифровой платформы «Работа России» или Единого портала государственных и муниципальных услуг в качестве основного способа взаимодействия по вопросам занятости (ст. 20 и др.).

Эти и другие нововведения в трудовом законодательстве всем работодателям предстоит своевременно учитывать в своей деятельности, а также в кадровой документации, взаимодействии с работниками и органами службы занятости по вопросам информирования и трудоустройства граждан.

Новости по темеДля кадровиков и работодателей: обновления в трудовом законодательстве

Какие изменения произошли в области трудовых отношений и социального обеспечения граждан с начала 2024 года

Начало года – с новыми законами в социальной сфере

Эксперт РАНХиГС: новшества в сфере внесудебного банкротства граждан

Введён запрет на регистрацию на российских сайтах с использованием иностранных электронных почтовых сервисов

Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен исключительно для сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен исключительно для сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя Путеводитель по кадровым вопросам. Применение ст. 22 ТК РФ — Какова ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и иных причитающихся сумм…

Правовой статус работодателя: что нужно знать в 2024 году

ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Советуем прочитать:  Может ли учитель задерживать учеников после звонка на перемену?

Путеводитель по кадровым вопросам. Применение ст. 22 ТК РФ

заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками согласно порядку и условиям, установленным этим Кодексом и другими федеральными законами;

вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

поощрять работников за добросовестный и эффективный труд;

требовать от работников выполнения трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя (включая имущество третьих лиц, находящееся у работодателя, если работодатель отвечает за его сохранность), соблюдения правил внутреннего трудового распорядка и требований охраны труда;

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами;

принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать объединения работодателей для представительства и защиты своих интересов и вступать в них;

создавать производственный совет (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — совещательный орган, формируемый на добровольной основе из числа работников, имеющих достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, внедрению новой техники и технологий, повышения производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав и порядок деятельности совета устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям совета не могут относиться вопросы, отнесенные федеральными законами к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы, касающиеся представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, которые относятся к компетенции профессиональных союзов. Работодатель обязан информировать совет о результатах рассмотрения предложений и их реализации;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 95-ФЗ)

реализовывать права, предоставленные законодательством о специальной оценке условий труда;

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

проводить самостоятельную оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

гарантировать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативам по охране труда;

обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и прочими средствами, необходимыми для выполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать равную оплату за труд одинаковой ценности для всех работников;

выплачивать заработную плату в полном объеме в сроки, установленные данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

проводить коллективные переговоры и заключать коллективный договор в соответствии с настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля их выполнения;

ознакомлять работников под роспись с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью;

выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматривать представления профсоюзных органов и иных представителей работников о выявленных нарушениях трудового законодательства и принимать меры по их устранению, сообщая о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия для участия работников в управлении организацией в формах, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с их трудовой деятельностью;

проводить обязательное социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с их трудовыми обязанностями, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, включая законодательство о специальной оценке условий труда, а также нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10 изменений в трудовом законодательстве с 1 сентября 2024 года

28.05.2024 С осени 2024 года в трудовом законодательстве появится несколько новых положений. Некоторые из них уже утверждены ведомственными документами, некоторые — федеральными законами, а другие находятся на последней стадии утверждения. Все изменения вступят в силу 1 сентября 2024 года.

С сентября 2024 года в Трудовой кодекс Российской Федерации будут внесены значительные изменения: касательно временного перевода работников к другому работодателю, задолженности по зарплате, отпусков для работников-инвалидов и оплаты сверхурочной работы. Помимо этого, вступят в силу положения ведомственных актов, принятые в конце прошлого года.

Временный перевод работников

  • запрос от работодателя о необходимости временного перевода сотрудников из другой организации;
  • информация от работодателя о приостановке деятельности, то есть о простое.

Работник, которому предложен временный перевод, должен будет ответить в течение 7 рабочих дней. В настоящее время этот срок не установлен.

При этом трудовой договор с основным работодателем не приостанавливается, и он продолжает действовать, что позволяет работникам сохранить право на накопленный отпуск.

Договор о предоставлении персонала

В ТК РФ будут внесены ранее обсуждаемые нормы о заключении договора на предоставление персонала (временный перевод). В частности:

  • будут включены обязательные условия для договора о предоставлении персонала;
  • будут введены ограничения на направление работников принимающей стороне, касающиеся опасных и вредных условий труда;
  • госконтроль за деятельностью частных агентств занятости будет усилен.

Долги по зарплате

Контроль за задолженностью по зарплате будет усилен. Эту функцию, помимо трудовых инспекций, будут выполнять межведомственные комиссии, которые уже начали свою работу.

  1. Усиливать работу по профилактике и мониторингу работодателей, проводить разъяснительную работу и содействовать в погашении долгов перед работниками.
  2. Чаще привлекать к ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы.

Отгулы при увольнении

Действующая редакция ТК РФ не предусматривает обязательства работодателя оплачивать отгулы при увольнении работника. Это изменится: в ТК РФ появятся новые положения.

Правительственная комиссия одобрила изменения ТК РФ о выплате компенсации за неиспользованные отгулы при увольнении.

Новые правила оплаты сверхурочной работы

С 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 22.04.2024 № 91-ФЗ, вносящий изменения в статью 152 ТК РФ. С этого момента при оплате сверхурочной работы бухгалтерия обязана учитывать компенсационные и стимулирующие выплаты.

Положение о том, что руководство компании вправе самостоятельно устанавливать оплату сверхурочной работы в более высоком размере, не отменяется. Это право работодателя, которое можно реализовать, закрепив тарифы по оплате сверхурочной работы в договорах с работниками или в локальных нормативных актах.

С 1 сентября 2024 года введена новая методика проведения СОУТ

Вступает в силу Приказ Минтруда России от 21.11.2023 № 817н. Он вводит новую методику спецоценки условий труда и классификатор вредных и опасных факторов.

Изменится и сама форма отчета СОУТ, хотя и незначительно.

Обновятся квоты для инвалидов

Согласно Федеральному закону от 12.12.2023 № 565-ФЗ, региональные власти могут устанавливать квоты на прием инвалидов для работодателей с численностью персонала более 35 человек, от 2% до 4% от среднесписочной численности персонала.

Квоты будут различаться в зависимости от отрасли экономики региона.

Меняются правила аттестации в ряде сфер деятельности

Новые правила аттестации вводятся для:

  • экспертов в области промышленной безопасности: сроки проведения аттестации сократятся до 3 дней (Постановление Правительства РФ от 09.09.2023 № 1476);
  • работников в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений: в действующий перечень добавится еще 11 новых профессий (Приказ Ростехнадзора от 09.08.2023 № 285);
  • специалистов в области сохранения объектов культурного наследия и реставрации иных культурных ценностей: они будут внесены в специальный реестр, запись в котором будет подтверждать их полномочия (Приказы Минкультуры России от 28.07.2023 № 2263 и № 2264).
Советуем прочитать:  Как подать документы в Росреестр в электронном виде

Меняются формы отчетности в службу занятости

С 1 сентября 2024 года вступит в силу Приказ Министерства труда от 16.04.2024 № 195н, который вводит обновленные формы отчетности работодателей перед Центром занятости.

Приказ Министерства труда от 16.04.2024 № 195н «Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», в государственную службу занятости» был зарегистрирован 23.05.2024 под номером 78243.

В статье использованы изображения с сайта freepik.com

Регистрация индивидуального предпринимателя в качестве работодателя в 2024 году

Регистрация индивидуального предпринимателя в качестве работодателя в 2024 году

При приеме на работу хотя бы одного сотрудника, предприниматель обязан платить за него взносы во внебюджетные фонды. Тем не менее, регистрироваться на данный момент нужно только в Фонде социального страхования (ФСС) — в остальные фонды ваши данные передаст налоговая.

Страховые взносы за своих сотрудников в 2024 году перечисляет работодатель. Ранее такие взносы нужно было уплачивать в три разных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Сейчас администрированием большей части страховых взносов занимается налоговая служба, которая отправляет данные работодателей в нужные фонды. Эти сведения передаются автоматически через межведомственные каналы, поэтому в фондах не нужно регистрироваться ни для уплаты взносов за себя, ни при найме персонала.

Единственное исключение — ФСС, в котором нужно зарегистрироваться после приема первого сотрудника. Взносы также перечисляются напрямую в фонд, инспекция их не принимает.

Новые обязанности работодателей в 2024 году

С 1 января 2024 года у российских работодателей появятся новые обязанности — это связано с вступлением в силу нового закона о занятости населения. Нововведения позволят обеспечить права соискателей, предоставив им возможность подать резюме в интересующую компанию из любой точки страны, а также избежать распределения привлекательных вакансий среди узкого круга лиц. Рассмотрим, какие изменения ожидают работодателей в 2024 году.

  • Какие новые обязанности возлагаются на работодателей
  • Кто из работодателей обязан соблюдать новые требования
  • Итоги
Наталья Минкина

Заведующая кафедрой частного права, к. ю. н.

Кроме того, с 1 января возобновляется действие ст. 2 Федерального закона от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», согласно которой установление МРОТ на очередной год федеральным законом осуществляется исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. Ранее это положение было приостановлено на два года — с 1 января 2023 года по 31 декабря 2024 года. С 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы установится на уровне 48%. Такое соотношение, как и раньше, будет пересматриваться не реже одного раза в пять лет, исходя из условий социально-экономического развития нашей страны.

Следует помнить, что в соответствии с положениями ст. 133.1 Трудового кодекса в субъектах Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться свой размер, но он не может быть ниже показателя МРОТ, определенного на федеральном уровне.

Что касается Алтайского края, напомним, что МРОТ на текущий год без учета районного коэффициента ранее был установлен в размере 17 786 рублей. В настоящее время трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в крае разрабатывает проект регионального соглашения с новым значением минимальной заработной платы. До конца года ожидается подписание соответствующего регионального соглашения в Алтайском кра

Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.12 декабря был принят Федеральный закон № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Почти весь год он находился на рассмотрении в Государственной Думе и подвергался корректировкам. Темы платформенной занятости, заложенные в первоначальном проекте, в конечной версии не получили отражения в законе. Вероятно, эти вопросы будут урегулированы отдельным федеральным законом.

Новый закон будет вводиться в действие поэтапно: основные его положения вступят в силу с 1 января 2024 года, некоторые нормы – с 1 марта и 1 сентября следующего года (в этот период будут пересмотрены квоты для приема на работу инвалидов), а остальные законодательные предписания начнут действовать с 1 января 2025 года.

Законом предусматривается новое правовое регулирование в сфере занятости: ряд нововведений носит принципиальный характер и обусловлен направлениями государственной политики. В частности, определены организационные основы противодействия нелегальной занятости (глава 13), установлены размеры минимального и максимального пособия по безработице и условие их ежегодной индексации с учетом роста потребительских цен за предыдущий год (ст. 44 и ст. 45 закона).

Вводятся новые процедуры взаимодействия органов службы занятости с гражданами, ищущими работу, такие как анкетирование, профилирование и составление индивидуального плана содействия занятости (ст. 22 – ст. 24).

Законом расширяется доступ к государственной поддержке в сфере занятости: социальная адаптация предусмотрена не только для безработных, но и для граждан, зарегистрированных в целях поиска работы; приоритет в трудоустройстве предоставляется лицам, завершившим военную службу по мобилизации или контракту, а также членам их семей (ст. 28). Вводится новая категория – «граждане, находящиеся под риском увольнения» (ст. 2). Также предусматривается комплекс специальных мер по содействию занятости инвалидов (глава 7) и молодежи (ст. 36, 52 и 54 нового закона).

Важное внимание уделено обязанности работодателей информировать службу занятости о ликвидации организации, сокращении штата или численности работников, режиме неполного рабочего времени, переводе сотрудников на удаленную работу по инициативе работодателя, процедурах в деле о банкротстве, вакантных должностях и выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Эти данные работодатели должны будут предоставлять на единой цифровой платформе, сообщая не только о принятых решениях, но и об их изменениях и отменах в установленные сроки (ст. 53 нового закона). О любых изменениях и отменах решений необходимо сообщать в течение 3 рабочих дней после их принятия.

Наталья Минкина

Заведующий кафедрой частного права, к. ю. н.

С 1 января 2025 года планируется введение профилирования работодателей (ст. 2 и ст. 28), создание и ведение общедоступного реестра работодателей с выявленными фактами нелегальной занятости (ст. 67), а также закрепление электронного способа обращения в государственные органы занятости с использованием единой цифровой платформы «Работа России» или Единого портала государственных и муниципальных услуг в качестве основного способа взаимодействия по вопросам занятости (ст. 20 и др.).

Эти и другие нововведения в трудовом законодательстве всем работодателям предстоит своевременно учитывать в своей деятельности, а также в кадровой документации, взаимодействии с работниками и органами службы занятости по вопросам информирования и трудоустройства граждан.

Новости по темеДля кадровиков и работодателей: обновления в трудовом законодательстве

Какие изменения произошли в области трудовых отношений и социального обеспечения граждан с начала 2024 года

Начало года – с новыми законами в социальной сфере

Эксперт РАНХиГС: новшества в сфере внесудебного банкротства граждан

Введён запрет на регистрацию на российских сайтах с использованием иностранных электронных почтовых сервисов

Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен исключительно для сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен исключительно для сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector