Маневром считается любое изменение направления движения автомобиля относительно дороги, по которой он движется.
К маневрам относятся: повороты и развороты; перестроения; объезды и обгоны; начало движения с тротуара или обочины; подъезд к тротуару или съезд на обочину перед остановкой; движение задним ходом.
Не считается маневром движение по закруглению дороги, если нет других возможных направлений.
При выполнении маневров водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота в нужном направлении перед началом движения, перестроением или поворотом, и отключать их сразу после выполнения маневра.
Если на транспортном средстве отсутствуют рабочие указатели поворота или фонари, водитель должен использовать сигналы рукой.
Сигнал рукой должен быть прекращен непосредственно перед маневром, чтобы водитель мог управлять автомобилем обеими руками.
Водитель, совершающий маневр, должен уступить дорогу тем участникам движения, которые не совершают маневр в данный момент.
Сигнал поворота не дает водителю преимущества перед другими участниками движения, а лишь информирует их о дальнейших намерениях.
Сигналы поворота следует давать таким образом, чтобы избежать недоразумений с другими участниками дорожного движения.
При выполнении маневров на прилегающей территории водитель обязан уступить дорогу всем, чей путь он пересекает.
При маневрировании слева водитель должен уступить дорогу пешеходам и встречным транспортным средствам.
При маневрировании справа водитель должен уступить дорогу пешеходам и транспортным средствам, приближающимся слева.
Перестроением называется выезд из занимаемой полосы или ряда с сохранением первоначального направления движения.
При перестроении водитель обязан уступить дорогу тем, кто не совершает перестроение и движется по своей полосе.
Правило уступи дорогу справа необходимо соблюдать не только при одновременном перестроении. Это общее правило, которое определяет приоритет движения в случаях пересечения траекторий двух участников, находящихся в равных условиях, таких как перекресток, автостоянка или двор.
Однако использовать это правило нельзя в ситуациях, когда условия явно несбалансированы, например, когда одно транспортное средство движется по главной дороге, а другое по второстепенной, или когда одно ТС выезжает на дорогу, а другое едет по ней.
В таких случаях не имеет значения, кто из участников движения справа, а кто слева, поскольку другие правила четко определяют, кто должен уступить дорогу кому.
ОГИБДД МО МВД России «Юрьянский»
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Использование сигнала поворота
Перед началом маневра необходимо подать соответствующий сигнал поворота, согласно пункту 8.1 ПДД.
Сигнал поворота не просто требование ПДД, а способ информирования других участников дорожного движения о намерениях водителя.
О преимуществах использования сигнала поворота можно узнать в конце данной статьи.
Под маневром понимается изменение направления движения (перестроение, поворот, разворот, остановка) или начало движения с места.
Более подробную информацию о маневрах можно найти в статье «Что такое ‘маневр’ в ПДД».
Сигналы поворота подаются при помощи указателей поворота (поворотников) или, в случае их неисправности или отсутствия, рукой (например, на велосипеде).
Процесс подачи сигнала поворота заключается в включении указателей поворота с той стороны, в которую планируется выполнить маневр, или в жесте рукой, определенном в пункте 8.1 ПДД, который однозначно интерпретируется как поворот в указанном направлении.
Использование сигнала поворота делает поведение автомобиля предсказуемым для других водителей — они заранее знают о его намерениях.
Использование указателей поворота
Указатели поворота автомобиля располагаются спереди, сзади и по бокам кузова (повторители).
Если маневр выполняется вправо (включая правый поворот назад), следует включить правые указатели поворота; если влево (включая левый поворот назад) — левые указатели.
Сигналы указателями поворота выглядят снаружи как равномерно мигающие фонари желтого или оранжевого цвета с одной стороны автомобиля.
Технически включение «поворотников» осуществляется переключением рычага под рулевым колесом в нужное положение от средней позиции.
Рычаг размещен так, чтобы левая рука могла управлять им без отрыва от руля (на праворульных автомобилях переключение осуществляется правой рукой).
Поворот рычага вправо от средней позиции (вверх по отношению к рулевой колонке), совмещенный с поворотом руля вправо, приводит к включению правых указателей поворота; поворот рычага влево от средней позиции (вниз по отношению к рулевой колонке) — к включению левых указателей поворота.
Запомнить это просто: в какую сторону вы поворачиваете руль, в ту сторону и переключаете рычаг указателей поворота.
При выполнении маневра задним ходом необходимо включать указатели поворота точно так же: поворачиваете направо-назад — включаете правый «поворотник», поворачиваете налево-назад — включаете левый «поворотник».
Дополнительные неформальные сигналы «поворотниками», используемые для взаимодействия на дороге, рассматриваются в статье «Сигналы указателями поворота».
Сигналы поворота рукой
Информация о том, как правильно подавать сигналы поворотов рукой (руками), подробно описана в разделе 8.1 Правил дорожного движения. На иллюстрации ниже показаны жесты рук с соответствующими значениями.
В настоящее время редко можно увидеть подачу сигнала поворота рукой из салона автомобиля. В соответствии с установленными ПДД это обязательно, однако водителю остается на свое усмотрение, следовать ли этому правилу.
Чаще всего сигналы руками используют велосипедисты и самокатчики.
Заметно чаще встречается выполнение маневра без использования сигнала поворота, даже если указатели технически исправны.
Когда вы следуете за другим автомобилем или транспортным средством и замечаете, что оно совершает маневры без предварительного сигнала, вам следует быть особенно внимательным.
Возможно, у водителя возникла неисправность, и он направляется на её устранение.
В таких случаях целесообразно увеличить дистанцию до автомобиля впереди и следить за его движением. Рекомендуем ознакомиться со статьёй «Почему важно соблюдать дистанцию».
Как определить «заблаговременно»
Что значит «заблаговременная» подача сигнала поворота? Это означает, что сигнал должен быть подан за такой промежуток времени до начала маневра, который позволит другим водителям правильно идентифицировать ваши намерения.
Необходимый интервал зависит от скорости вашего автомобиля, общей скорости движения и характеристик дороги, чтобы ваш сигнал не смущал других участников движения.
Важно учитывать, что на большой скорости автомобиль проходит большее расстояние за то же время, чем на меньшей. Например, на скорости 40 км/ч за секунду автомобиль проедет около 10 метров, а на 70 км/ч — почти 20 метров.
Для того чтобы другие водители заметили включенный указатель поворота, им нужно время. Следовательно, чем выше скорость, тем раньше следует включать «поворотник».
Еще один аспект «заблаговременной» подачи сигнала состоит в том, что для водителя, следующего сзади за вами, ваш сигнал к повороту является более важным, чем для того, кто движется впереди встречного направления.
Когда водитель, следующий сзади, видит ваш сигнал поворота, он может заранее спланировать свои действия, чтобы избежать опасных ситуаций, например, удобно объехать ваш автомобиль.
Если же водитель из встречного потока неправильно понимает ваш сигнал и начинает движение, вам нужно управлять ситуацией.
Чтобы избежать конфликта, можно сигнально указать на свои намерения или замедлиться и пропустить его.
Не забывайте, что уступая дорогу при имеющемся у вас преимуществе, вы не нарушаете ПДД.
Когда следует выключить сигнал поворота
Согласно пункту 8.2 ПДД, сигнал поворота нужно выключать сразу после завершения маневра. Если сигнал подается рукой, руку можно вернуть на руль непосредственно перед выполнением маневра.
Не обязательно выключать «поворотник», если после одного маневра (например, перестроения на левую полосу) вы сразу совершаете другой маневр в том же направлении (например, поворот налево или разворот).
Получает ли водитель преимущество, подавая сигнал поворота
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от необходимости соблюдать предосторожность. Это прописано в пункте 8.2 ПДД.
Сигнал поворота (включенный «поворотник») просто информирует других участников движения о ваших намерениях изменить направление движения.
Однако в различных дорожных ситуациях другой водитель может решить уступить вам дорогу, и это также вполне законно.
Часто встречаются ситуации, когда водители проявляют участие друг к другу на многополосных дорогах. Рекомендую ознакомиться с материалом «Одновременное перестроение на многополосной дороге«.
Перед тем как изменить своё положение на дороге, важно удостовериться, что другие водители готовы уступить вам дорогу. Чтобы избежать неприятностей, рекомендую почитать статью «Поворотник, перестроение и обгон«.
Штраф за неиспользование поворотника
Важно помнить о ответственности за неиспользование поворотного сигнала в соответствии с ПДД, который подразумевает штраф в размере 500 рублей. Если это первое нарушение, возможно, вы получите предупреждение.
Продолжайте читать наши материалы, чтобы узнать больше о безопасности на дорогах.
Если у вас есть вопросы или комментарии, оставляйте их внизу страницы в комментариях.
Также рекомендую ознакомиться с другими статьями на тему безопасности на дороге:
Автор: Сергей Довженко
Последнее обновление: 09.07.2023
Если вы нашли полезную информацию, не забудьте поделиться ей.
Язык сигналов автомобильных поворотников
Многие водители используют поворотники для взаимной коммуникации на дороге. Желтые лампы могут передать сложные сообщения, зависящие от ситуации.
Можно ли обгонять?
При обгоне грузовика важно учитывать его сигналы и реакцию. Левый поворотник и мигание фарами могут дать понять, можно ли начинать маневр или лучше подождать.
Если грузовик моргает желтым поворотником справа, это разрешение на обгон. В случае моргания левым поворотником обгон запрещен, так как на дороге может быть встречный транспорт.
Помните, что игнорирование сигнала поворотника может повлечь за собой штраф или лишение водительских прав.
Будьте внимательны и безопасны на дорогах!
Перед началом обгона грузовика целесообразно дать ему знать о своих намерениях, мигнув аварийкой и получив разрешение. В этом случае помощь водителя грузовика может оказаться весьма полезной: он не только предупредит о своем намерении уступить дорогу, но и замедлит темп движения, чтобы обеспечить безопасный обгон.
После завершения обгона важно поблагодарить водителя фуры за помощь, использовав аварийку.
Этикет на дорогах
Использование аварийной сигнализации является частью языка водителей. Это средство часто используется для проявления вежливости или предупреждения о возможной опасности для встречных водителей.
Два мигания обычно означают благодарность («спасибо») за уступленную дорогу. Этот жест выражает признательность за предоставленный шанс проехать вперед. Такое же мигание может служить извинением, если вы непреднамеренно мешали движению других. В городских пробках такие ситуации встречаются часто, когда водители часто меняют полосы.
Аварийкой также можно попросить водителя позади выключить дальний свет. Для этого используют три или более мигания.
Предупреждение об опасности
Аварийная сигнализация часто используется во время обгона для предупреждения о возможной опасности. Например, если водитель начал маневр обгона, а за ним начали приближаться другие автомобили, аварийная сигнализация поможет им понять, что обгон необходимо прекратить, так как возникла опасность. Этот сигнал способен предотвратить аварии и спасти жизни участников дорожного движения.
Торможение с аварийкой
Если впереди автомобиля вдруг включается аварийка и стоп-сигналы, это означает, что он готовится к экстренному торможению. Все следующие за ним автомобили должны мгновенно снизить скорость, чтобы избежать аварийного столкновения.
Использование указателей поворота: важность и правила
ГИБДД проводит опросы среди участников дорожного движения по различным вопросам, включая безопасность и правильное поведение на дорогах. Недавно был опубликован результат, где около 20% респондентов назвали внезапные маневры при перестроении без использования указателей поворота одной из частых причин ДТП.
С целью обеспечения организованного и безопасного движения автомобилей были установлены единые правила и понятные алгоритмы поведения на дороге. Для избежания недоразумений при маневрировании конструкторы оснастили автомобили световыми указателями поворотов, известными как «поворотники». К сожалению, не все водители знают, как правильно их использовать, а некоторые не считают нужным сигнализировать о своих намерениях изменить траекторию движения. Это часто становится причиной дорожных происшествий различной тяжести.
Пунктом 8.1 Правил дорожного движения четко указано, что включение поворотников обязательно при поворотах, разворотах, начале движения, перестроении и остановке. В случае поломки указателей следует использовать руки для сигнализации. Важно предупреждать других участников движения заблаговременно, не в последний момент. Идеально включать указатель за 50-100 метров до маневра для максимальной видимости.
При перестроении между полосами сигнал должен быть подан перед маневром, чтобы избежать недоразумений с другими водителями. Технически действие включения поворотника занимает считанные секунды: достаточно опустить или поднять рычаг под рулем для указания направления поворота.
Игнорировать использование поворотников не стоит ни в каких условиях, даже на пустом перекрестке. Эти действия следует автоматизировать, чтобы избежать неприятностей. Невключение или забывчивость с выключением поворотников после маневра может вызвать хаос на дороге.
Световые указатели поворотов не следует включать на участках дороги, где направление движения изменяется без перекрестков.
Отсутствие сигнала поворота может привести к авариям, как в случае, когда водитель поворачивает без включения поворотника на главной дороге, что может привести к недоразумениям с водителями на второстепенной дороге.
Пешеходы также ориентируются на поворотники. Без сигнала машины они могут решить, что транспортное средство не изменит свой путь, что является опасным для них.
Во время выполнения обгона или перестроения необходимо включать поворотник. Это позволяет избежать столкновений с транспортными средствами, находящимися в мертвой зоне, и предоставляет возможность первым перестроиться на соседнюю полосу. Выключать поворотник следует сразу после завершения маневра, чтобы избежать недопонимания с другими участниками дорожного движения.
Если световой указатель поворота включается поздно, это может вызвать аварийные ситуации, особенно в условиях напряженного движения. При раннем включении указателя на перекрестке можно создать ложное впечатление у других водителей о намерениях.
Важно помнить, что каждый маневр требует отдельного включения световых указателей. Например, при необходимости совершить несколько маневров последовательно, таких как перестроение и поворот, необходимо включать и выключать поворотник для каждого действия. Это поможет избежать недопонимания с другими участниками движения.
При движении по кругу включение левого поворотника не требуется, так как автомобиль движется по проезжей части. Однако перед выездом с кольца обязательно следует включить правый поворотник.
Согласно ПДД пункту 8.1, перед любым маневром водитель должен использовать световые указатели поворота или руку для предупреждения других участников движения и предотвращения создания помех.
ПДД пункт 8.1
При маневре поворота или разворота водитель должен использовать следующие сигналы: вытянутая в сторону левая рука для левого поворота или разворота, и вытянутая в сторону правая рука для правого поворота. Для указания торможения водитель поднимает любую руку вверх.
Комментарии
И как понять, в какую сторону водитель хочет повернуть — вправо или влево? Если сказано, что без разницы, какую руку поднимать, правую или левую, то как понять его намерения?
14539244
И как понять, в какую сторону водитель хочет повернуть — вправо или влево? Если сказано, что без разницы, какую руку поднимать, правую или левую, то как понять его намерения?
Речь идет о машинах с водителем как слева, так и справа. Например, если вы сидите слева, не стоит вытягивать правую руку в окно налево.
+ Чтобы лучше понять, посмотрите картинки в интернете с примерами поворотов рукой — все станет ясно.
14539244
И как понять, в какую сторону водитель хочет повернуть — вправо или влево? Если сказано, что без разницы, какую руку поднимать, правую или левую, то как понять его намерения?
Водитель может поднимать любую руку, но каждая рука имеет свое значение: вытянутая в сторону левая рука для поворота влево или разворота, согнутая в локте на 90 градусов — поворот вправо. Вытянутая в сторону правая рука — поворот вправо, согнутая в локте на 90 градусов — поворот влево или разворот. Поднятая вверх рука (любая) — сигнал о намерении замедлиться или остановиться.
12467025
Речь идет о машинах, где место водителя может быть как слева, так и справа. Например, если вы сидите слева, не стоит вытягивать правую руку в окно налево.
+ Чтобы лучше понять, посмотрите картинки в интернете с примерами поворотов рукой — все станет ясно.
Что понимать?. Можешь левой или правой подавать рукой . Смотря на чем едешь.
Как показывать остановку или начало движения НЕ рукой?
Владислав Дмитриев
Как показывать остановку или начало движения НЕ рукой?
Торможения же показывается «стопорями» на фарах, а начало движения просто видно получается хаха.
Шутки шутками, но мое и инспектора понимание п.8.1 разошлись. Инспектор считает, что при остановке ТС я должен был держать включенным правый поворотник до полной остановки.
Я выполнил два маневра. Первый — перестроение вправо, в карман для остановки. Заранее включил правый поворотник, перестроился и выключил его по окончании маневра. Затем, замедляясь, автоматически включил стоп-сигналы и завершил второй маневр — торможение. После полной остановки ТС я автоматически выключил стоп-сигналы и затормозил авто.
Инспектор считает, что к автоматическому стоп-сигналу я должен был снова включить правый поворотник и не выключать его до полной остановки. Таким образом, я мог бы указать маневр «торможение» правым поворотником.
Может, найдется мудрец, который разъяснит ситуацию. Я сдал экзамен, но инспектор указал на мою «ошибку» и поставил один штрафной балл. После экзамена он сказал, что мог бы снять три балла, и я бы провалил. Я сказал ему, что он был бы не прав, на что он ответил, что зря зачел мне сдачу.
9200028
Шутки шутками, но мое и инспектора понимание п.8.1 разошлись. Инспектор считает, что при остановке ТС я должен был держать включенным правый поворотник до полной остановки.
Видимо, инспектор был прав. Сигналы о маневре нужно подавать заблаговременно, до начала и после завершения маневра. Важно информировать других участников движения о своих намерениях на протяжении всего маневра, чтобы любой мог предугадать твои действия. При парковке поворотник следует оставлять включенным до полной остановки, а в некоторых случаях и после нее. Правила не предусматривают жестких инструкций, но включенный поворотник после остановки является хорошим тоном и часто спасает жизни. Если ты остановился за городом на обочине, мигающий поворотник немедленно указывает на твою остановку, и другие водители понимают, что перекрестка нет. Это предотвращает возможность внезапного появления пешеходов, особенно детей, из-за кустов и повышает безопасность. Если ты не хочешь, чтобы твоя остановка и последующее движение (в которой могут находиться члены семьи, включая детей) были замечены, можешь выключить поворотник сразу после маневра и проехать несколько минут по обочине, осмотревшись в поисках возможных препятствий. Быстрое движение машины может в определенных условиях дорожного движения (например, при ярком солнце или в сумерках) ввести в заблуждение и заставить вас двигаться по крайней правой полосе, что может привести к непредвиденным последствиям.