Как можно достоверно познать мир? Ответ на этот вопрос можно найти, изучая познавательную деятельность. Основой для такого исследования является философская концепция деятельности, зародившаяся в немецкой классической философии.
Каждая деятельность, как уникальная форма человеческой активности, представляет собой взаимодействие между объектом и субъектом. Субъект здесь — это не только исполнитель материальных и духовных действий, но и источник этих действий. Объект же — не вся объективная реальность, а лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта.
В процессе познавательной деятельности отношение «субъект – объект» превращается в отношение между субъектом познания и объектом познания. Субъект познания активно направляет свою деятельность на изучение объекта познания.
Субъектом выступает в первую очередь индивид, обладающий сознанием, восприятием, эмоциями и способностью к абстрактному мышлению. Однако субъектом могут быть также коллективы, социальные группы и общество в целом. На уровне общества могут включаться разнообразные технические устройства, но они служат лишь частями системы «Субъект», а не субъектами сами по себе.
По определению, объектом является не вся объективная реальность, а лишь те её аспекты, которые подвергаются познанию. Множество явлений реального мира до сих пор не стали объектами познания, как, например, Планета Нептун до её открытия в 1846 году.
Компьютер может быть частью общества и субъектом, но в то же время может быть объектом познания для индивидуального исследования. Психолог может изучать сознание индивида, рассматривая его как объект исследования.
Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, мысли, чувства. В этих случаях субъект становится источником осознанной активности, направленной на понимание самого себя.
Концепции «субъект» и «объект» представляют собой различные аспекты познания, хотя они взаимосвязаны. Границы между ними не являются абсолютными. Например, в классической физике подразумевался абсолютный характер и независимость физических объектов от субъекта и условий познания. В квантовой механике же приборы играют ключевую роль в измерении микрообъектов.
Субъект и условия познания активно влияют на сам объект. Эксперименты в области атомной физики не дают информации о квантовых объектах «сами по себе», так как включают взаимодействие как с объектами, так и с измерительными приборами.
Подобные ситуации наблюдаются и в гуманитарных науках. В психологических экспериментах ученые взаимодействуют с испытуемыми, что влияет на результаты. Также в юридической практике исследователь может получать информацию о объекте познания, становясь частью этого объекта.
Взаимодействие между субъектом и объектом познания основано на практической деятельности человека, которая делает его субъектом и определяет сферу его деятельности. Такой подход к познанию соответствует диалектическому материализму.
Человек воспринимает предметы внешнего мира не просто как объекты, а как объекты деятельности, подлежащие использованию и преобразованию. Это справедливо как для созданных человеком предметов, так и для природных объектов.
В заключение, рассматривая познание как взаимодействие субъекта и объекта, можно отметить, что эти категории предполагают существование друг друга, что иллюстрируется известным высказыванием Рихарда Анпариуса: «Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта».
Понимание познания как деятельности, как взаимодействия субъекта и объекта, открывает новые возможности для…
а) рассмотреть взаимосвязь между объективным и субъективным в процессе познания, особенно понятие знания как отражения объективного мира в субъективном сознании, показать, как эти аспекты представлены в самом процессе познания;
б) подчеркнуть творческий и активный характер познавательного процесса. Человек не просто ожидает отражения внешнего мира в своем сознании, но сам является инициатором активности при получении знания и далее сопоставляет полученные знания с объективной реальностью, определяя их истинность;
в) обозначить социальную природу процесса познания. Человек, выступающий как субъект познания, всегда обусловлен социальными факторами. Знания, которые человек приобретает, отражают уровень общественного развития, потребности и цели общества.
Понятие Субъект — его значение и характеристики
Субъект – это носитель деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Человек, ставший субъектом, взаимодействует с окружающей действительностью как личность.
Субъект – это тот, кто осуществляет действия или обладает способностью к действию. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, сопровождаемые своими правами, обязанностями и ответственностью.
Объект – это то, на что направлены действия субъекта. В правовом контексте объектом могут быть, например, права и интересы человека, имущество, информация и другие.
Латинское слово subjectum переводится как «находящийся у основания». Изначально термин использовался античным философом Аристотелем как индивидуальное бытие и материя. С 17 века подходы к этому понятию постоянно изменялись.
Таблица 1 «Понятие субъекта — взгляды ученых и философов»
Ученые | Их понимание понятия | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Представители средневековой схоластики | Реальное внутри самих объектов. | ||||||
Рене Декарт | Активное начало в познавательном процессе. Субъект и объект рассматриваются в качестве противоположностей: последний представляет собой цель мыслей и действий первого. | ||||||
Иммануил Кант
Люди, наделённые определёнными правами и обязанностями с момента рождения или создания, также известные как субъекты (участники) правоотношений. Среди них можно выделить следующие категории:
Существует также деление по отраслям, то есть по различным сферам общественной жизни. Примеры субъектов гражданского права включают:
Пример типичного субъекта административного права — орган исполнительной власти, такой как министерство. Сюда также относятся федеральные службы и агентства, комитеты, департаменты, должностные лица и граждане, обращающиеся к чиновникам для решения определённых вопросов. Субъекты преступлений
Например, 13-летний подросток нападает на улице на пожилую женщину и вырывает сумочку с деньгами. В данном случае нельзя привлечь юного грабителя по статье УК, так как согласно закону, субъектом такого преступления может быть только лицо, достигшее 14-летнего возраста. Комментарии и отзывы (1)Спасибо за статью, мне очень понравилось. Очень хорошо и понятно объяснено. Субъект и объектИногда при обсуждении понятий «субъект» и «объект» возникает путаница. Хотя они похожи по звучанию и написанию, их значения существенно отличаются. В общественных науках они встречаются часто, так как играют ключевую роль. Рассмотрим, в чём заключается разница между объектом и субъектом. Различие между объектом и субъектомДавайте кратко рассмотрим основные различия между этими понятиями.
Все области общественных наук используют эти понятия. Рассмотрим типичные примеры субъектов и объектов.
ВыводыСубъектами называют людей или группы людей, совершающих целенаправленные действия. Объектом является то, на что направлены эти действия. Важно понимать разницу между этими понятиями, так как они являются фундаментальными в общественных науках. Философия. Учебное пособиеКак можно достоверно познать мир? Ответ на этот вопрос можно найти, изучая познавательную деятельность. Основой для такого исследования является философская концепция деятельности, зародившаяся в немецкой классической философии. Каждая деятельность, как уникальная форма человеческой активности, представляет собой взаимодействие между объектом и субъектом. Субъект здесь — это не только исполнитель материальных и духовных действий, но и источник этих действий. Объект же — не вся объективная реальность, а лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта.
Субъектом выступает в первую очередь индивид, обладающий сознанием, восприятием, эмоциями и способностью к абстрактному мышлению. Однако субъектом могут быть также коллективы, социальные группы и общество в целом. На уровне общества могут включаться разнообразные технические устройства, но они служат лишь частями системы «Субъект», а не субъектами сами по себе. По определению, объектом является не вся объективная реальность, а лишь те её аспекты, которые подвергаются познанию. Множество явлений реального мира до сих пор не стали объектами познания, как, например, Планета Нептун до её открытия в 1846 году. Компьютер может быть частью общества и субъектом, но в то же время может быть объектом познания для индивидуального исследования. Психолог может изучать сознание индивида, рассматривая его как объект исследования.
Концепции «субъект» и «объект» представляют собой различные аспекты познания, хотя они взаимосвязаны. Границы между ними не являются абсолютными. Например, в классической физике подразумевался абсолютный характер и независимость физических объектов от субъекта и условий познания. В квантовой механике же приборы играют ключевую роль в измерении микрообъектов. Субъект и условия познания активно влияют на сам объект. Эксперименты в области атомной физики не дают информации о квантовых объектах «сами по себе», так как включают взаимодействие как с объектами, так и с измерительными приборами. Подобные ситуации наблюдаются и в гуманитарных науках. В психологических экспериментах ученые взаимодействуют с испытуемыми, что влияет на результаты. Также в юридической практике исследователь может получать информацию о объекте познания, становясь частью этого объекта.
Человек воспринимает предметы внешнего мира не просто как объекты, а как объекты деятельности, подлежащие использованию и преобразованию. Это справедливо как для созданных человеком предметов, так и для природных объектов. В заключение, рассматривая познание как взаимодействие субъекта и объекта, можно отметить, что эти категории предполагают существование друг друга, что иллюстрируется известным высказыванием Рихарда Анпариуса: «Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта». Понимание познания как деятельности, как взаимодействия субъекта и объекта, открывает новые возможности для…
б) подчеркнуть творческий и активный характер познавательного процесса. Человек не просто ожидает отражения внешнего мира в своем сознании, но сам является инициатором активности при получении знания и далее сопоставляет полученные знания с объективной реальностью, определяя их истинность; в) обозначить социальную природу процесса познания. Человек, выступающий как субъект познания, всегда обусловлен социальными факторами. Знания, которые человек приобретает, отражают уровень общественного развития, потребности и цели общества. Понятие Субъект — его значение и характеристики
Объект – это то, на что направлены действия субъекта. В правовом контексте объектом могут быть, например, права и интересы человека, имущество, информация и другие.
Таблица 1 «Понятие субъекта — взгляды ученых и философов»
|