17. Рассмотрение субъекта и объекта

Как можно достоверно познать мир? Ответ на этот вопрос можно найти, изучая познавательную деятельность. Основой для такого исследования является философская концепция деятельности, зародившаяся в немецкой классической философии.

Каждая деятельность, как уникальная форма человеческой активности, представляет собой взаимодействие между объектом и субъектом. Субъект здесь — это не только исполнитель материальных и духовных действий, но и источник этих действий. Объект же — не вся объективная реальность, а лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе познавательной деятельности отношение «субъект – объект» превращается в отношение между субъектом познания и объектом познания. Субъект познания активно направляет свою деятельность на изучение объекта познания.

Субъектом выступает в первую очередь индивид, обладающий сознанием, восприятием, эмоциями и способностью к абстрактному мышлению. Однако субъектом могут быть также коллективы, социальные группы и общество в целом. На уровне общества могут включаться разнообразные технические устройства, но они служат лишь частями системы «Субъект», а не субъектами сами по себе.

По определению, объектом является не вся объективная реальность, а лишь те её аспекты, которые подвергаются познанию. Множество явлений реального мира до сих пор не стали объектами познания, как, например, Планета Нептун до её открытия в 1846 году.

Компьютер может быть частью общества и субъектом, но в то же время может быть объектом познания для индивидуального исследования. Психолог может изучать сознание индивида, рассматривая его как объект исследования.

Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, мысли, чувства. В этих случаях субъект становится источником осознанной активности, направленной на понимание самого себя.

Концепции «субъект» и «объект» представляют собой различные аспекты познания, хотя они взаимосвязаны. Границы между ними не являются абсолютными. Например, в классической физике подразумевался абсолютный характер и независимость физических объектов от субъекта и условий познания. В квантовой механике же приборы играют ключевую роль в измерении микрообъектов.

Субъект и условия познания активно влияют на сам объект. Эксперименты в области атомной физики не дают информации о квантовых объектах «сами по себе», так как включают взаимодействие как с объектами, так и с измерительными приборами.

Подобные ситуации наблюдаются и в гуманитарных науках. В психологических экспериментах ученые взаимодействуют с испытуемыми, что влияет на результаты. Также в юридической практике исследователь может получать информацию о объекте познания, становясь частью этого объекта.

Взаимодействие между субъектом и объектом познания основано на практической деятельности человека, которая делает его субъектом и определяет сферу его деятельности. Такой подход к познанию соответствует диалектическому материализму.

Человек воспринимает предметы внешнего мира не просто как объекты, а как объекты деятельности, подлежащие использованию и преобразованию. Это справедливо как для созданных человеком предметов, так и для природных объектов.

В заключение, рассматривая познание как взаимодействие субъекта и объекта, можно отметить, что эти категории предполагают существование друг друга, что иллюстрируется известным высказыванием Рихарда Анпариуса: «Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта».

Понимание познания как деятельности, как взаимодействия субъекта и объекта, открывает новые возможности для…

а) рассмотреть взаимосвязь между объективным и субъективным в процессе познания, особенно понятие знания как отражения объективного мира в субъективном сознании, показать, как эти аспекты представлены в самом процессе познания;

б) подчеркнуть творческий и активный характер познавательного процесса. Человек не просто ожидает отражения внешнего мира в своем сознании, но сам является инициатором активности при получении знания и далее сопоставляет полученные знания с объективной реальностью, определяя их истинность;

в) обозначить социальную природу процесса познания. Человек, выступающий как субъект познания, всегда обусловлен социальными факторами. Знания, которые человек приобретает, отражают уровень общественного развития, потребности и цели общества.

Понятие Субъект — его значение и характеристики

Субъект – это носитель деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Человек, ставший субъектом, взаимодействует с окружающей действительностью как личность.

Субъект – это тот, кто осуществляет действия или обладает способностью к действию. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, сопровождаемые своими правами, обязанностями и ответственностью.

Объект – это то, на что направлены действия субъекта. В правовом контексте объектом могут быть, например, права и интересы человека, имущество, информация и другие.

Латинское слово subjectum переводится как «находящийся у основания». Изначально термин использовался античным философом Аристотелем как индивидуальное бытие и материя. С 17 века подходы к этому понятию постоянно изменялись.

Таблица 1 «Понятие субъекта — взгляды ученых и философов»

Советуем прочитать:  Порядок подачи иска. Последствия несоблюдения
Ученые Их понимание понятия
Представители средневековой схоластики Реальное внутри самих объектов.
Рене Декарт Активное начало в познавательном процессе. Субъект и объект рассматриваются в качестве противоположностей: последний представляет собой цель мыслей и действий первого.
Иммануил Кант

Люди, наделённые определёнными правами и обязанностями с момента рождения или создания, также известные как субъекты (участники) правоотношений.

Среди них можно выделить следующие категории:

  1. Физические лица — обычные люди;
  2. Юридические лица — организации: хозяйственные общества и товарищества, учреждения, фонды и прочие;
  3. ИП — физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  4. Государства;
  5. Международные организации.

Существует также деление по отраслям, то есть по различным сферам общественной жизни. Примеры субъектов гражданского права включают:

  1. Лица, заключившие договор займа;
  2. Арендаторы и арендодатели;
  3. Заказчики и подрядчики.

Пример типичного субъекта административного права — орган исполнительной власти, такой как министерство. Сюда также относятся федеральные службы и агентства, комитеты, департаменты, должностные лица и граждане, обращающиеся к чиновникам для решения определённых вопросов.

Субъекты преступлений

Эта категория используется в уголовном процессе как составная часть преступления. Иногда бывают случаи, когда лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Например, 13-летний подросток нападает на улице на пожилую женщину и вырывает сумочку с деньгами. В данном случае нельзя привлечь юного грабителя по статье УК, так как согласно закону, субъектом такого преступления может быть только лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо за статью, мне очень понравилось. Очень хорошо и понятно объяснено.

Субъект и объект

Иногда при обсуждении понятий «субъект» и «объект» возникает путаница. Хотя они похожи по звучанию и написанию, их значения существенно отличаются. В общественных науках они встречаются часто, так как играют ключевую роль. Рассмотрим, в чём заключается разница между объектом и субъектом.

Различие между объектом и субъектом

Давайте кратко рассмотрим основные различия между этими понятиями.

  • Субъект и объект отличаются по активности в деятельности: субъект всегда играет активную роль, в то время как объект — пассивную.
  • Субъект — это конкретное одушевлённое лицо или группа лиц. Объектом чаще всего являются неодушевлённые предметы.
  • Субъект способен совершать действия, направленные на достижение результата, в то время как объект испытывает влияние этих действий и может изменяться в результате.

Все области общественных наук используют эти понятия. Рассмотрим типичные примеры субъектов и объектов.

  • Человек и его мышление. Люди, анализируя свои поступки, определяют свои сильные и слабые стороны, занимаются самосовершенствованием — в этом случае они выступают и как субъекты, и как объекты.
  • Человек и другие люди. Человек, как часть общества, взаимодействует с другими людьми. Например, родители воспитывают своих детей (которые в данном случае являются объектами).
  • Человек и природа. Человеческая деятельность направлена на изменение природы (как живой, так и неживой).

Выводы

Субъектами называют людей или группы людей, совершающих целенаправленные действия. Объектом является то, на что направлены эти действия. Важно понимать разницу между этими понятиями, так как они являются фундаментальными в общественных науках.

17. Рассмотрение субъекта и объекта (стр.58) «Путем рефлексии мы обладаем способностью «воспринимать» мир внутри нашего сознания и изучать его как модель. Современный

Философия. Учебное пособие

Как можно достоверно познать мир? Ответ на этот вопрос можно найти, изучая познавательную деятельность. Основой для такого исследования является философская концепция деятельности, зародившаяся в немецкой классической философии.

Каждая деятельность, как уникальная форма человеческой активности, представляет собой взаимодействие между объектом и субъектом. Субъект здесь — это не только исполнитель материальных и духовных действий, но и источник этих действий. Объект же — не вся объективная реальность, а лишь та её часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе познавательной деятельности отношение «субъект – объект» превращается в отношение между субъектом познания и объектом познания. Субъект познания активно направляет свою деятельность на изучение объекта познания.

Субъектом выступает в первую очередь индивид, обладающий сознанием, восприятием, эмоциями и способностью к абстрактному мышлению. Однако субъектом могут быть также коллективы, социальные группы и общество в целом. На уровне общества могут включаться разнообразные технические устройства, но они служат лишь частями системы «Субъект», а не субъектами сами по себе.

По определению, объектом является не вся объективная реальность, а лишь те её аспекты, которые подвергаются познанию. Множество явлений реального мира до сих пор не стали объектами познания, как, например, Планета Нептун до её открытия в 1846 году.

Компьютер может быть частью общества и субъектом, но в то же время может быть объектом познания для индивидуального исследования. Психолог может изучать сознание индивида, рассматривая его как объект исследования.

Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: своё поведение, мысли, чувства. В этих случаях субъект становится источником осознанной активности, направленной на понимание самого себя.

Концепции «субъект» и «объект» представляют собой различные аспекты познания, хотя они взаимосвязаны. Границы между ними не являются абсолютными. Например, в классической физике подразумевался абсолютный характер и независимость физических объектов от субъекта и условий познания. В квантовой механике же приборы играют ключевую роль в измерении микрообъектов.

Субъект и условия познания активно влияют на сам объект. Эксперименты в области атомной физики не дают информации о квантовых объектах «сами по себе», так как включают взаимодействие как с объектами, так и с измерительными приборами.

Подобные ситуации наблюдаются и в гуманитарных науках. В психологических экспериментах ученые взаимодействуют с испытуемыми, что влияет на результаты. Также в юридической практике исследователь может получать информацию о объекте познания, становясь частью этого объекта.

Взаимодействие между субъектом и объектом познания основано на практической деятельности человека, которая делает его субъектом и определяет сферу его деятельности. Такой подход к познанию соответствует диалектическому материализму.

Человек воспринимает предметы внешнего мира не просто как объекты, а как объекты деятельности, подлежащие использованию и преобразованию. Это справедливо как для созданных человеком предметов, так и для природных объектов.

В заключение, рассматривая познание как взаимодействие субъекта и объекта, можно отметить, что эти категории предполагают существование друг друга, что иллюстрируется известным высказыванием Рихарда Анпариуса: «Без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта».

Понимание познания как деятельности, как взаимодействия субъекта и объекта, открывает новые возможности для…

а) рассмотреть взаимосвязь между объективным и субъективным в процессе познания, особенно понятие знания как отражения объективного мира в субъективном сознании, показать, как эти аспекты представлены в самом процессе познания;

б) подчеркнуть творческий и активный характер познавательного процесса. Человек не просто ожидает отражения внешнего мира в своем сознании, но сам является инициатором активности при получении знания и далее сопоставляет полученные знания с объективной реальностью, определяя их истинность;

в) обозначить социальную природу процесса познания. Человек, выступающий как субъект познания, всегда обусловлен социальными факторами. Знания, которые человек приобретает, отражают уровень общественного развития, потребности и цели общества.

Понятие Субъект — его значение и характеристики

Субъект – это носитель деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Человек, ставший субъектом, взаимодействует с окружающей действительностью как личность.

Субъект – это тот, кто осуществляет действия или обладает способностью к действию. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, сопровождаемые своими правами, обязанностями и ответственностью.

Объект – это то, на что направлены действия субъекта. В правовом контексте объектом могут быть, например, права и интересы человека, имущество, информация и другие.

Латинское слово subjectum переводится как «находящийся у основания». Изначально термин использовался античным философом Аристотелем как индивидуальное бытие и материя. С 17 века подходы к этому понятию постоянно изменялись.

Таблица 1 «Понятие субъекта — взгляды ученых и философов»

Ученые Их понимание понятия
Представители средневековой схоластики Реальное внутри самих объектов.
Рене Декарт Активное начало в познавательном процессе. Субъект и объект рассматриваются в качестве противоположностей: последний представляет собой цель мыслей и действий первого.
Иммануил Кант

Люди, наделённые определёнными правами и обязанностями с момента рождения или создания, также известные как субъекты (участники) правоотношений.

Среди них можно выделить следующие категории:

  1. Физические лица — обычные люди;
  2. Юридические лица — организации: хозяйственные общества и товарищества, учреждения, фонды и прочие;
  3. ИП — физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  4. Государства;
  5. Международные организации.

Существует также деление по отраслям, то есть по различным сферам общественной жизни. Примеры субъектов гражданского права включают:

  1. Лица, заключившие договор займа;
  2. Арендаторы и арендодатели;
  3. Заказчики и подрядчики.

Пример типичного субъекта административного права — орган исполнительной власти, такой как министерство. Сюда также относятся федеральные службы и агентства, комитеты, департаменты, должностные лица и граждане, обращающиеся к чиновникам для решения определённых вопросов.

Субъекты преступлений

Эта категория используется в уголовном процессе как составная часть преступления. Иногда бывают случаи, когда лицо нельзя привлечь к уголовной ответственности.

Например, 13-летний подросток нападает на улице на пожилую женщину и вырывает сумочку с деньгами. В данном случае нельзя привлечь юного грабителя по статье УК, так как согласно закону, субъектом такого преступления может быть только лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо за статью, мне очень понравилось. Очень хорошо и понятно объяснено.

Субъект и объект

Иногда при обсуждении понятий «субъект» и «объект» возникает путаница. Хотя они похожи по звучанию и написанию, их значения существенно отличаются. В общественных науках они встречаются часто, так как играют ключевую роль. Рассмотрим, в чём заключается разница между объектом и субъектом.

Различие между объектом и субъектом

Давайте кратко рассмотрим основные различия между этими понятиями.

  • Субъект и объект отличаются по активности в деятельности: субъект всегда играет активную роль, в то время как объект — пассивную.
  • Субъект — это конкретное одушевлённое лицо или группа лиц. Объектом чаще всего являются неодушевлённые предметы.
  • Субъект способен совершать действия, направленные на достижение результата, в то время как объект испытывает влияние этих действий и может изменяться в результате.

Все области общественных наук используют эти понятия. Рассмотрим типичные примеры субъектов и объектов.

  • Человек и его мышление. Люди, анализируя свои поступки, определяют свои сильные и слабые стороны, занимаются самосовершенствованием — в этом случае они выступают и как субъекты, и как объекты.
  • Человек и другие люди. Человек, как часть общества, взаимодействует с другими людьми. Например, родители воспитывают своих детей (которые в данном случае являются объектами).
  • Человек и природа. Человеческая деятельность направлена на изменение природы (как живой, так и неживой).

Выводы

Субъектами называют людей или группы людей, совершающих целенаправленные действия. Объектом является то, на что направлены эти действия. Важно понимать разницу между этими понятиями, так как они являются фундаментальными в общественных науках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector